Одной из тем двухдневной встречи министров финансов и глав центробанков 20 самых экономически развитых стран мира (финансовая G20), прошедшей в Москве в конце июля, стала тема деофшоризации мировой экономики.
Иван Соловьев, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ
Впервые на встрече большой "двадцатки" была затронута налоговая тема в разрезе необходимости установления автоматического обмена информацией в налоговой сфере, а также создания механизмов, которые могли бы препятствовать легальному уводу прибыли в офшорные юрисдикции. Это еще раз сигнализирует о том, что и эти юрисдикции, и связанный с ними бизнес будут переживать в ближайшее время не самые легкие времена.
И вдруг Бермуды. Вот-те раз, нельзя же так!
В развитых странах в сфере противодействия уклонению от уплаты налогов на первый план выходят правовая и информационная составляющие. При этом борьба с налоговыми неплательщиками постепенно стала объединительной политико-экономической идеей.
В последнее время все больше офшорных территорий соглашаются предоставлять информацию некоторым странам ЕС (Великобритании, Франции, Германии, Италии и Испании) о держателях офшорных счетов, включая имя и фамилию, дату рождения, адрес проживания, номер счета и движение по нему. Такое решение было "продавлено" Великобританией на фоне нестабильной экономической обстановки, активизации в странах ЕС противодействия уклонению от уплаты налогов. Ведь ежегодные потери Евросоюза от вывода средств в офшоры составляет около 1 триллиона евро, именно в офшорах около трети мировых активов. Объем одних лишь офшорных финансовых активов, принадлежащих частным лицам, оценивается в 11,5 триллиона долларов. При этом основным фактором, обуславливающим возможность уклонения от уплаты налогов, является анонимность таких компаний.
Но аппетит, как говорится, приходит во время еды. Следующим шагом стал призыв к офшорным территориям присоединиться к конвенции ОЭСР по борьбе с уклонением от уплаты налогов, то есть признать свою обязанность раскрывать более детальную информацию для финансовых контролеров из более чем 80 государств мира.
Такие новшества не всем пришлись по вкусу, высшие должностные лица Бермудских островов настояли на необходимости дополнительного изучения положений Конвенции и возможности их адаптации под свои региональные условия. Прямое исполнение норм Конвенции привело бы к значительному падению доходов страны, так как часть базирующегося там капитала неизбежно будет выведена в азиатские офшоры.
Так, только корпорация Google в 2011 году для минимизации налоговых выплат часть своей выручки (9,8 млрд долларов) провела через офшорную компанию на Бермудах. А что тогда можно ожидать на Каймановых островах с населением около 50 тысяч человек, где зарегистрировано 70% всех хедж-фондов мира?!
Деофшоризация шагает по стране
Все плюсы и минусы чрезмерной ориентированности отечественного бизнеса на иностранные юрисдикции понимает и руководство нашей страны. Тема деофшоризации российской экономики звучит постоянно на всех знаковых мероприятиях. Сначала президент в ежегодном обращении к Федеральному собранию поставил неутешительный диагноз российской экономике, офшорный характер которой стал притчей во языцех. При этом было констатировано, что девять из десяти сделок, в том числе осуществляемых компаниями с госучастием, не регулируется отечественными законами. Чтобы исправить ситуацию, признана необходимость добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации, исправления ошибок в отечественной судебной системе, в нормотворчестве, практике применения законов.
Затем и в Бюджетном послании глава государства указал на важность ограничения возможности оптимизации налогов на легальной основе и перевода прибыли в офшоры. Для этого нужно создать такие налоговые условия, чтобы вкладывать деньги в Россию было выгоднее, чем прятать их где-то на островах или тратить на предметы роскоши.
При этом еще в марте этого года представители Минфина утверждали, что министерство не готовит специальных налоговых мер для возврата средств российских налогоплательщиков из офшорных зон, но продолжит бороться со схемами ухода от уплаты налогов.
Понятно, что ждать налоговых "пряников" с этой стороны бизнесу не стоит. В июне президент это косвенно подтвердил на саммите G8: "Я считаю, что избыточная офшоризация российской экономики наносит нам существенный вред, потому что мы, как правило, не знаем конечного бенефициара, наши потенциальные инвесторы опасаются приходить к нам в экономику с серьезными инвестициями, потому что не понимают, с кем имеют дело. Это общая серьезная проблема. Россия еще не прошла тот путь, который прошли многие другие страны по борьбе с офшорами".
Мероприятия по борьбе с офшорами во многих развитых странах, прежде всего, предусматривают выведение низконалоговых юрисдикций из информационного вакуума. Налоговые службы и финансовые разведки большинства стран хотят знать конечных бенефициаров офшорных счетов и компаний. А сегодняшнее давление на европейские офшоры провоцирует уход собственников в юго-восточные страны, где создаются новые такие юрисдикции.
Глава Следственного комитета РФ А. Бастрыкин приводит в пример никому неизвестных конечных владельцев аэропорта Домодедово, чьи имена теряются в кипрских офшорах. Бастрыкин предложил установить обязанность претендента на покупку госимущества раскрывать конечных выгодоприобретателей. И проверять эти данные при помощи оперативно-розыскных операций. А в случае обмана - снимать с торгов и не допускать к ним впредь. В итоге правительством РФ готовятся поправки в законодательство, обязывающие владельцев стратегических объектов или регистрироваться в России, или раскрывать конечного бенефициара.
Российские сделки – под российскую юрисдикцию
Масштабы этого явления в российской экономике поистине колоссальны. В последние три года постоянно росло количество внешнеторговых операций, проводимых через офшорные зоны. Общая стоимость оформленных товаров по контрактам, заключенным с офшорными компаниями, превысила в 2012 году 321 миллиард долларов. По данным ФТС России и Росфинмониторинга, одним из основных способов прикрытия незаконного вывода средств являются платежи в офшорную зону за неввезенный товар, и общая сумма таких нарушений составила в 2012 году 565,5 миллиарда рублей.
Сейчас уже подписан закон о противодействии незаконным финансовым операциям, Россия готовится к председательствованию в международной организации ФАТФ, Минфин по распоряжению президента готовит национальный план по борьбе с отмыванием денег, уклонением от уплаты налогов и деофшоризации.
В частности, до 2018 года Минфином планируется реализовать комплекс мер по деофшоризации экономики. В плане работы ведомства на 2013-2018 годы указывается, что меры должны обеспечить условия, которые необходимы для перехода под российскую юрисдикцию сделок, совершаемых между российскими компаниями. При этом уже к 30 декабря 2013 года должен быть разработан законопроект, который предусматривает создание механизма по налогообложению прибыли контролируемых иностранных компаний и определение налогового резидентства организаций.