Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ
Новая пенсионная формула получила одобрение в правительстве. Внесение пенсионного пакета в Госдуму намечено на начало октября. Номинально реформа прошла и общественные обсуждения. Их итогом стало вялое отчаяние в отношении защищенности собственной старости, как среди рядовых жителей России, так и в составе экспертов.
Судя по тону большинства статей и комментариев блоггеров, пенсионная реформа заставила россиян задуматься о поиске альтернативных источников финансирования жизни после закрытия трудовой книжки.
Есть основания предполагать, что государство не оставит без внимания этот тренд, и соответствующие законодательные инициативы будут приняты уже в ближайшие год-два. Поле вариантов простирается от закрепления алиментных обязательств детей перед родителями до создания специальных городских поселений для пенсионеров.
1
Согласно статье 38 Конституции РФ, "трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях". Эта обязанность конкретизируется в статье 87 Семейного кодекса (СК) РФ. В ней говорится о праве родителей взыскивать алименты со своих совершеннолетних детей в случае недостаточной заботы.
Размер алиментов определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей, а также других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. Если дети уклоняются от уплаты, далее уже действует ч. 2 статьи 157 "Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей".
Однако не все родители имеют праву на материальную помощь от детей. Суд может отказать в алиментах людям, которые были лишены родительских прав. А также, в случае, если будет установлено, что они уклонялись от выполнения обязанностей родителей: не заботились о всестороннем развитии своих детей, их воспитании, не принимали участия в их содержании и т.д.
Впрочем, судебная практика доказывает очевидный факт, что вызвать своих детей в суд решится редкий родитель, даже если он доведен до отчаянного положения. С одной стороны, морально тяжело признать жизненную неудачу, свою ненужность детям. С другой – в ситуации широкой распространенности серых зарплат часто удается отсудить только мизерные суммы, которые не компенсируют испорченных отношений с детьми.
2
Поэтому западная правовая норма в российских условиях явно нуждается в корректировке. Для начала, заслуживает рассмотрения вопрос дополнения Семейного кодекса понятием "родители, оставшиеся без попечения детей". Это позволит внести поправки в статьи 87 и 88 СК РФ в соответствии с содержанием статьи 84 СК РФ: "На детей, оставшихся без попечения родителей, алименты взыскиваются… и выплачиваются опекуну (попечителю)…", алименты на "детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в… лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и в аналогичных организациях, зачисляются на счета этих организаций, где учитываются отдельно по каждому ребенку".
Предоставление опекунам или соцучреждениям прав взыскивать алименты с нерадивых детей, способно придать реальную жизнеспособность имеющейся схеме. Сторонние юристы избавлены от эмоциональных ограничений родственных уз, а также обладают всеми необходимыми знаниями для эффективного и своевременного оформление алиментного иска. Кроме того, в целях материальной поддержки пожилых людей можно применить навыки ювенальной юстиции: например, инспектировать семьи на основании заявлений соседей и других людей, слышавших жалобы стариков.
Социальным службам способны самостоятельно донести актуальную информацию до прокурора, который имеет полномочия заменить в суде человека, если у того нет сил за себя постоять. Так что, направление совершенствования законодательства в части организации деятельности социальных служб и взаимодействия их с органами прокуратуры выглядит весьма перспективно.
Наконец, угроза судебного иска от лица опекуна или соцучреждения станет хорошим стимулом для детей лишний раз вспомнить о своих родителях и проведать их хотя бы в превентивных целях.
3
Путь дальнейшего правового развития этой идеи показывает правовой прецедент, действующий в Китае с этого года. Новый "Закон о правах престарелых" обязывает взрослых детей заботиться о своих родителей под угрозой уголовного наказания, вплоть до тюремного заключения. Закон указывает, что совершеннолетние дети обязаны заботиться о "духовных нуждах" своих родителей и "никогда не пренебрегать престарелыми", а "те, кто живут далеко от родителей, должны часто навещать их".
"Думаю, если в суде когда-нибудь будет рассматриваться дело на основе этого закона, то, скорее всего, результатом будет мирное урегулирование. Но в случае, если урегулирования достичь не удастся, суд назначит определенные дни в течение месяца, когда человек будет обязан посещать своих родителей ", - приводит ВВС объяснения адвокатом Чжан Янь Фэн практического применения закона.
К аналогичной схеме в последние годы подбираются и российские депутаты. Так, в мае 2012 года губернатор Рязанской области Олег Ковалев выступил с инициативой внести изменения в Семейный кодекс, обязывающие детей содержать своих престарелых родителей. Идею с некоторыми оговорками даже успел одобрить премьер Дмитрий Медведев.
"Можно установить самую жесткую ответственность, вплоть до, так сказать, солидарной ответственности детей по долгам родителей. Но жизнь – довольно сложная штука. У нас в семейном праве провозглашен подход о том, что дети не отвечают по долгам родителей, а родители не отвечают по долгам детей, потому что они являются самостоятельными участниками гражданского оборота и семейно-правовых отношений", - отметил Медведев потенциальные проблемы, которые могут возникнуть при реализации проекта.
4
Если инициатива Ковалева имела скорее благожелательно-рекомендательный характер, то идея депутата Госдумы из независимой группы Игоря Зотова выглядит уже достаточно конкретно, что существенно повышает ее шансы. В августе этого года лидер Партии пенсионеров подготовил законопроект, согласно которому россияне должны будут отчислять 2% заработной платы для осуществления доплат к пенсии своих родителей. Такая формулировка приближает к действительности прошлогодний проект представителей Общественной палаты, которые предлагали взимать с зарплат детей на пенсию родителей 15%.
Надо заметить, что действующий пенсионный механизм фактически устроен таким образом, что отчисления трудящихся не копятся в ожидании, когда они выйдут на пенсию, а лишь позволяют выплачивать сейчас оную их родителям и другим ныне живущим пенсионерам. Так что предложение персонифицировать эти выплаты выглядит, по меньшей мере, логично.
Замсекретаря генсовета "Единой России" Андрей Исаев расширил проблематику обсуждаемого проекта, предложив ввести обязательные выплаты для таких детей, кто "сдает своих родителей в дома престарелых, где они находятся на попечении государства".
Сегодня финансирование домов престарелых складывается из 75% пенсии проживающих там пожилых людей и государственного финансирования. Эксперты утверждают, что себестоимость проживания человека в таком заведении, особенно в крупных городах, в пять-десять превышает пенсионную долю постояльцев. Компенсировать этот дефицит можно, например, с помощью стоимости доли в недвижимости пожилых людей.
5
Для этого случая в арсенале российской правовой практики также имеется действующий инструмент – "обратная ипотека". Это кредит под залог имеющегося жилья, по условиям которого банк обязан производить регулярные выплаты пенсионеру, и при этом временно не берет деньги за обслуживание. И сам кредит, и все начисленные проценты будут погашены единовременно после смерти клиента – за счет продажи его жилья.
Пользоваться выплатами банка пенсионер может как самостоятельно в своей квартире, оплачивая помощь родственников, знакомых или профессионалов соцуслуг, так и перечислять эти выплаты на счет дома престарелых, повышая тем самым качество предоставляемых им услуг.
После смерти заемщика и реализации квартиры банк имеет право претендовать на выплаченную пенсионеру сумму, начисленные проценты по договору и компенсацию издержек от продажи недвижимости. Оставшаяся сумма возвращается наследникам. Однако последние могут сохранить недвижимость, в любой момент взяв на себя выплату кредита, либо же погасив его сумму после смерти родителя.
Именно в этом и заключается отличие "обратной ипотеки» от широко распространенной в России "пожизненной ренты", где пенсионер сразу лишается права собственности на недвижимость. Экономисты считают, что распространение традиции "обратной ипотеки" может благотворно сказаться и на общем развитии экономики государства, поскольку пенсионеры вряд ли станут копить эти деньги, а будут активно их тратить, в основном, на продукты и медицину.
6
В качестве альтернативы традиционным домам престарелых, которые вызывают у большой части жителей нашей страны инстинктивный страх, в декабре 2010 года столичный мэр Сергей Собянин предложил построить в Центральном федеральном округе России специальные "городки для пенсионеров". Глава Москвы обещал помочь со созданием инфраструктуры, в том числе организации социального и медицинского обслуживания. Не разобравшись в сути предложений, общественность оборвала его обсуждение на корню бессодержательной критикой.
Между тем, в США переселение в города такого рода уже несколько десятилетий как является привычной практикой. Более того, соцопросы показывают, что именно их жители являются самой удовлетворенной жизнью категорией не только среди пенсионеров, но и всего населения США.
Первым успешным прецедентом в 1960 году стал Сан-Сити в Аризоне. Сегодня в городке, где проживают практически только люди старше 55 лет, уже 26 тысяч домохозяйств и около 40 тысяч жителей. Инфраструктура поселения включает: семь центров отдыха, одиннадцать полей для гольфа, ресторан, семь бассейнов, девятнадцать торговых точек, фитнес-центры, студии аэробики, танцев, мастерские керамики, деревообработки, прикладных искусств, витражей, театральную студию, компьютерный центр, две библиотеки, зал для игры в бильярд, теннисные корты, два рыболовных озера, несколько парков, тридцать церквей, синагогу, госпиталь, пешеходные и велосипедные тропы.
Сегодня в США уже более 500 городов для пенсионеров. Их функционирование выгодно не только пожилым людям, но и государству. Благодаря концентрации людей со схожими потребностями, проще и дешевле обеспечивать пожилых граждан социальной инфраструктурой: специализированными медицинскими и восстановительными центрами, службами социальной поддержки, транспортом и т.д.
7
Помимо экономии на "оптовом эффекте", государство может получать прибыль на таких городах благодаря импорту – созданию условий для приезда и проживания в них зарубежных пенсионеров. В первую очередь, из Западной Европы.
Прошедшей зимой в Германии широко обсуждалась идея о переселении властями неплатежеспособных постояльцев домов престарелых на территорию восточных соседей. Поскольку средний немецкий пенсионер обходится казне в 2400 евро, а в домах престарелых эта сумма возрастает до 4000 евро в месяц, правительству выгоднее оплачивать уход и денежную помощь своим пожилым согражданам за границей, где уровень цен ниже.
По подсчетам газеты "Гардиан", в высококлассном санатории в Венгрии содержание зарубежного пенсионера обходится в 2100 евро в месяц. Очевидно, что в специальном городке, инфраструктура которого заточена под нужды пенсионеров, стоимость будет существенно ниже, особенно в нестоличных областях России. По разным оценкам, только из Германии сегодня готовы уехать на Восток 400-500 тысяч пожилых граждан на балансе государства.
Таким образом, при должном отношении и заслуженной доле внимания, пенсионеры в России могут стать не угрозой коллапса для бюджета, а источником государственного обогащения. Новым полезным ресурсом.