По прогнозам экспертов, потрясения для туристической отрасли России еще не закончились: осень и зима могут преподнести путешественникам немало «сюрпризов» в виде вновь разорившихся турфирм.

Попытаемся разобраться, как в преддверии ноябрьских и новогодних каникул минимизировать риски.

Искусственный отбор

Начнем с маркетинга. Как рассказал РАПСИ исполнительный директор Клуба защиты прав туристов Федор Коробков, в первую очередь стоит обращать внимание на то, обладает ли туроператор, у которого вы намерены купить тур, так называемой ресурсной базой, включая отели, самолеты, дочерние авиакомпании. Если подобные активы имеются, устойчивость такой компании на рынке выше. Значит, и вероятность того, что она неожиданно обанкротится, ниже, чем у многих конкурентов.

«Как правило, эта информация открыта - туроператоры сами заинтересованы в том, чтобы о ней сообщать, поэтому, как правило, ее легко можно найти на сайте компании», - говорит эксперт.

Туроператор, судя по вашим изысканиям, вызывает доверие, и отпуск можно не откладывать? Специалисты в таких ситуациях советуют страховать купленные путевки. Дело в том, что недавно на российском рынке страховых услуг появился новый продукт – страховка от банкротства туроператора, которая должна покрывать убытки, если тур отменен или прерван по этой причине.

Есть еще старая-добрая  страховка от невыезда. Однако она, как правило, выплачивается лишь в случае, если человек не смог поехать в долгожданное путешествие по уважительным причинам личного характера – например, заболел сам или кто-то из близких.

При этом стоимость обоих страховок примерно одинакова – 7-10 процентов стоимости тура, уверяют страховщики. Какую из них в итоге приобретать, либо для гарантии оформлять сразу обе, выбирать самому туристу.

Что делать до отъезда

Если же на личных страховках вы сэкономили, а отдых все-таки сорвался по вине туроператора, есть шанс получить еще одну страховую выплату - от компании, застраховавшей туроператора. Как правило, это символические суммы, если сравнивать со стоимостью тура в целом. Причина проста: сумма страховой выплаты делится пропорционально числу всех пострадавших туристов. Сухой остаток – каждому причитается в среднем 7-10 тысяч рублей.

«Можно, конечно, обратиться с иском в суд и потребовать, чтобы вам возместили всю стоимость путевки, но если туроператор – банкрот, взять с него будет нечего», - констатирует Федор Коробков.

Учитывая общую ситуацию на рынке, эксперты туриндустрии рекомендуют быть максимально внимательными при заключении договоров с турфирмами. Как и раньше, следует тщательно изучать прописанные условия, сроки и порядок внесения оплаты и предоставления необходимых документов, описания турпродукта и программ пребывания. Важно сразу уточнить порядок и сроки передачи клиенту (то есть вам) проездных документов. При получении такого пакета надо проверить, есть ли в нем билеты к месту назначения и обратно. Убедитесь, что это именно билеты, а не маршрутные квитанции!

Не оставляйте без внимания и прочие нюансы: время заселения в отель и освобождения номера, правильно ли указаны ваши данные во всех документах – от билетов до ваучеров. Все ошибки и опечатки лучше исправить «на берегу» - в офисе туроператора.

Берегите чеки!

Если так случилось, что за границей вы все же попали в неприятную ситуацию – приехали, и выяснилось, что ваш туроператор больше «не туроператор», важно помнить, что администрация любого отеля не вправе насильно удерживать туриста либо его документы в случае неоплаты размещения разорившейся фирмой.

Однако сплошь и рядом происходит ровно противоположное. В этом случае пострадавшему туристу незамедлительно стоит обратиться к представителю принимающей стороны либо в консульское учреждение России в стране пребывания.

Кроме того, путешествующий гражданин вправе оплатить свое пребывание в отеле самостоятельно, сохранив при этом все документы, подтверждающие расходы. По возвращении домой чеки и счета будут являться основанием для предъявления требования о возмещении расходов туроператором или, солидарно, компанией, страховавшей туристическую фирму.

Также, находясь за рубежом, турист может потребовать, чтобы ему оказали экстренную помощь за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». К примеру, если вам  отказали в проживании в отеле или авиаперелете, одна из задач данной общественной организации - гарантировать комфортное пребывание туриста в гостинице до ближайшего вылета на родину, оплатить авиабилет, обеспечить питание, сохранность багажа, а также – в случае необходимости - медицинскую помощь. Предельной суммы для оказания помощи нет: фактически она определяется стоимостью перелета и проживания в гостинице.

У данной медали есть, правда, и оборотная сторона. Далеко не все российские турфирмы согласны кооперироваться с «Турпомощью» и платить ей ежегодные денежные взносы. Наверное, поэтому объединение гарантирует экстренную помощь только тем потребителям, которые приобретали туры о операторов-членов «Турпомощи».

Сам себе туроператор

Впрочем,  современные условия очень часто позволяют путешествовать самостоятельно – покупать билеты на самолет, самим бронировать отели через интернет, приобретать страховки и выплавлять визы. В этом случае вероятность того, что ваше путешествие не состоится по независимым от вас причинам, минимально. Но надо учесть несколько нюансов.

Если вы собираетесь таким образом поехать туда, куда устремляются основные массы наших туристов, например, в Египет или Турцию,  стоит иметь в виду, что самостоятельная покупка билетов и бронь отеля может выйти вам гораздо дороже, чем готовый турпакет. Забронированный самостоятельно номер в гостинице может стоить, например, 70 долларов в сутки. А при покупке путевки у туроператора он будет стоить 20-30 долларов. Как говорится, почувствуйте разницу!
Но если ваше направление – не из самых массовых, скажем, вы хотели бы проехать по Европе или Америке, вполне можно обойтись и без турфирмы. Разницы в цене почти не будет.

Другое дело, что при возникновении любых накладок вам придется разбираться с иностранными компаниями, отелями, перевозчиками (в том числе обращаться в контролирующие органы иностранных государств или иностранные суды) исключительно самостоятельно.  Ведь порой случается разное, причем буквально «на пустом месте»: скажем, заранее забронированный отель не предоставляет уже оплаченное место, либо не возвращает залог, который был «заморожен» на вашей банковской карте при заселении. Причем происходят подобные вещи порой даже если у отеля нет к вам претензий.

Марина Алехина