Аркадий Смолин, Владимир Новиков, РАПСИ
Госдума в конце марта приняла в первом чтении законопроект №640086-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости». Документ был внесен на Охотный Ряд правительством РФ.
Инициатива уже вызвала резкое недовольство российских частнопрактикующих нотариусов. Если оценивать ее предельно утилитарно, получается, что у них законодатель пытается отобрать одну из статей дохода, причем без веских на то оснований.
Что нового?
Авторы законопроекта хотят внести изменения в пункт3 статьи 35 Семейного кодекса (СК) РФ.
«Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки (купли-продажи общего имущества, в том числе недвижимого – прим. РАПСИ) не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке», - говорится в действующей редакции закона.
После принятия предложенного законопроекта, при совместном решении супругов совершить сделку по распоряжению недвижимостью, являющейся их общей собственностью, участие нотариуса уже не потребуется. При личном обращении супругов в регистрирующий орган соответствующее согласие может быть составлено в присутствии должностного лица регистрирующего органа, говорится в законопроекте, крайне высоко оценивающего правовую и юридическую грамотность россиян.
Другое изменение может коснуться статьи 45 федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Авторы проекта намерены возложить на орган кадастрового учета обязанность выявлять бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
«Бесхозяйными» могут считаться объекты, сведения о правах на которые за пять лет после присвоения кадастровых номеров так и не внесены в государственный кадастр недвижимости. Задачей органа кадастрового учета может стать своевременное предоставление в уполномоченные органы местного самоуправления информации о таких объектах.
«Своевременность» означает, что органы местного самоуправления вправе обратиться с заявлением о принятии на учет объекта как бесхозяйного в срок «не позднее десяти рабочих дней с даты получения соответствующей информации».
Смысл таких нововведений, на первый взгляд, прост: признанная бесхозяйной вещь может стать муниципальной собственностью (по решению суда) по истечении года со дня постановки на учет (согласно статье 225 ГК РФ). Таким образом, законопроект нацелен на ускорение и упрощение процесса своеобразной «национализации» имущества и, возможно, придание такому процессу поточного характера.
Слово критикам
К слову, именно на такой трактовке законопроекта сходится большинство опрощенных РАПСИ экспертов.
В настоящее время государственная регистрация права собственности носит заявительный характер. Поэтому изменения могут привести к тому, что в качестве бесхозяйного имущества могут быть учтены объекты, даже имеющие фактических владельцев.
Есть риск, что муниципальные органы будут претендовать на объекты, которые его хозяева имеют право пробрести в собственность, например, в силу приобретательной давности, либо правомерно владеют ими безо всякой госрегистрации – например, в результате принятия наследства.
Наиболее же острую реакцию юридического сообщества ожидаемо вызвало намерение законодателей ограничить возможности нотариусов по защите интересов граждан.
По всем канонам нотариус устанавливает личность обратившегося к нему человека, разъясняет смысл и значение осуществляемого им действия, его последствия, проверяет, соответствует ли дача согласия действительным намерениям супруга и не противоречит ли оно требованиям закона. Он не только удостоверяет волю субъектов гражданских и семейных правоотношений, но и разъясняет им последствия совершения юридических значимых действий, предупреждает о них.
В свою очередь, должностные лица регистрирующего органа (в том числе, сотрудники многофункциональных центров, уполномоченные на прием документов) не наделены полномочиями по разъяснению существа и последствий дачи согласия супруга на отчуждение общего имущества.
В этой связи советник аппарата комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, кандидат юридических наук Екатерина Бадулина опасается, что «новелла может привести к определенным злоупотреблениям со стороны регистрирующих органов».
В том, что полный отказ от нотариального удостоверения согласия супруга/супруги на отчуждение совместно нажитой недвижимости «неизбежно снизит уровень защищенности супругов и безопасности семей» убеждена и нотариус города Екатеринбурга Елена Глушкова.
Только «нотариус… обязан убедиться в том, что гражданин не находится в заблуждении относительно последствий его действий и на него не оказано давление», - напоминает она.
Главная мысль
Ключевым понятием, которое акцентирует законопроект, стало различие в форме ответственности.
Предусмотренный российским законодательством уровень ответственности нотариусов намного выше, чем отдельно взятого госрегистратора, или даже целого органа по государственной регистрации прав.
Нотариус несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина в результате совершения нотариального действия, противоречащего законодательству РФ, или неправомерного отказа в совершении нотариального действия, а также разглашения сведений о совершенных нотариальных действиях.
Государственный регистратор несет лишь дисциплинарную ответственность.
Поэтому граждане, оформляющие документы у нотариуса, могут рассчитывать на возмещение вреда за счет страховщиков, либо за счет непосредственно нотариуса (в случае недоказанности страхового случая). В случае же принятия законопроекта весь имущественный вред будет возмещаться за счет казны Российской Федерации.
«Механизм ответственности нотариуса свидетельствует о реальности возмещения действительного ущерба, понесенного соответствующим субъектом гражданских правоотношений, и гарантированности исполнения вынесенного по такому делу судебного решения», - утверждает глава Ставропольской нотариальной палаты Николай Кашурин.
Регистраторы не несут ответственность за полную осведомленность о ценности недвижимости, которую собираются продать обратившиеся к ним супруги. Это может привести к злоупотреблениям, в частности, в указании не рыночной ее стоимости.
«Неужели снижение издержек граждан на услуги нотариусов будет столь значительным и весомым, если в результате этих изменений будут еще более загружены регистрирующие органы, возрастет нагрузка на суды в связи с возможными злоупотреблениями и некоторые семьи, например супруг/а с детьми, окажутся без крыши над головой из-за неосведомленности своих действий и непорядочности другого?» - задается вопросом нотариус Глушкова.
Лакуна и ее последствия
Предложение убрать норму об обязательном нотариальном удостоверении согласия супруга из СК РФ авторы законопроекта не подкрепили ответом на вопрос о порядке получения такого согласия во всех иных случаях, помимо совместного присутствия в регистрирующем органе.
«Также будет непонятен порядок получения согласия супруга при распоряжения другим супругом общим имуществом, которое не является недвижимостью, но сделка с которым подлежит обязательной государственной регистрации или обязательному нотариальному удостоверению. В действующей редакции пункта 3 статьи 35 СК РФ в таких случаях также требуется нотариальное согласие», - напоминает Екатериан Бадулина из Госдумы.
Не исключено, правда, что данная законодательная инициатива так и не дойдет в нижней палате до процедуры второго чтения, которое предварительно намечено на конец апреля.
По сведениям РАПСИ, российское нотариальное лобби в настоящий момент предпринимает к этому максимум усилий. Разумеется, радея при этом не о сохранении собственных доходов, а исключительно о правах простых граждан.