Продолжаем рубрику "Законотворчество. Исторические хроники РАПСИ". В ней о законах нашей страны рассказывают их авторы. Действующие и бывшие депутаты специально для наших читателей вспоминают самые интересные, важные и полезные истории из своей законотворческой деятельности.
Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель сообщества "Политика на сломе эпох"
В кресло депутата я попала прямиком из кресла заместителя главного редактора городской газеты Ростова-на-Дону.
Вообще-то словосочетание «кресло депутата» в данном случае не вполне уместно, поскольку условия для работы в течение нескольких месяцев 1994 года были более чем аскетические. Госдуму разместили в мэрии Москвы, пропахшей дымом и гарью, с закопченными стенами и выгоревшими этажами, на которых лифт не останавливался. Депутатов «расселили» по кабинетам, куда был доступ.
Комитету по информационной политике, информатике и связи (разумеется, работать я пошла именно в этот профильный для меня комитет) выделили «апартаменты» из двух смежных комнат: одна – для председателя комитета Михаила Полторанина, другая – для 14 членов комитета. На всех – один телефон и один факс. Это все.
Тем не менее, к работе над законопроектами приступили сразу же. В числе первых был проект закона "О господдержке СМИ". И в числе наиболее важных, поскольку экономическая ситуация в отрасли сложилась к тому времени очень тяжелая. Кроме того, защита профессиональных интересов журналистского сообщества входила в мои предвыборные обязательства.
Состав Комитета по информационной политике был разнообразным по политическому составу, но зато единообразным по профессиональному: преобладали журналисты-практики. Именно это во многом и определило возможность договариваться и находить компромиссы. Достаточно сказать, что законопроект "О господдержке СМИ" на разных этапах представляли Госдуме Михаил Полторанин ("Выбор России") и Геннадий Селезнев (КПРФ).
А контекст ситуации таков. В 1990 году вступил в силу закон "О печати", фактически отменивший «крепостное право» для журналистов. Это вызвало бурный рост периодических изданий в России: за четыре года их число выросло с 2,5 до 24 тысяч. Но, получив политическую свободу, пресса не получила экономическую. Финансовая "удавка" грозила обратить процесс развития отрасли вспять.
В 1992 году Верховный Совет РФ принял постановление "Об экономической поддержке и правовом обеспечении деятельности средств массовой информации". Документ предусматривал поддержку СМИ с помощью системы дотаций, которые устанавливались пропорционально результатам подписки и тиражу. То есть поддержка была выборочной и создавала реальные преимущества одних изданий перед другими.
Создать для всех СМИ равные условия и тем самым сохранить единое информационное пространство в России, обеспечив в его рамках широкий спектр мнений и объективность — такую задачу ставили перед собой депутаты-члены комитета.
Законопроект предусматривал освобождение СМИ от НДС, налога на прибыль, уплаты таможенных пошлин, скидки на аренду помещений, услуги связи, а также некоторые особенности приватизации основных фондов, чтобы они работали на расширение информационного пространства, а не на его сужение.
Надо сказать, что не все и не сразу поддержали эту законодательную инициативу. Помню бурные дискуссии с депутатом Григорием Томчиным ("Выборе России"), который убеждал меня в том, что редакция в смысле финансовой деятельности ничем не отличается от чулочной или макаронной фабрики. Однако председатель Комитета по информационной политике Михаил Полторанин, представляя законопроект в первом чтении, был убедителен: "Я еще раз повторяю, что этот закон не в пользу журналистов, это не лоббистская акция. Это закон в пользу демократии в России". И его приняли в первом чтении с первого же захода, как и пакет необходимых поправок в налоговое, таможенное, валютное законодательство.
Однако путь этого документа от проекта до закона оказался довольно долог и тернист. Судите сами. Первое прохождение в Госдуме — 20 июля 1994 года, окончательное принятие — 18 октября 1995 года. Между этими двум датами — рассмотрение многочисленных поправок ко второму чтению, согласования с экономическими комитетами ГД, отклонение закона Советом Федерации, напряженная работа согласительной комиссии по выработке взаимоприемлемого варианта... В частности, по итогам этой работы текст документа был расширен и окончательное его название звучало так: "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ".
Не случайно Селезнев, представляя закон в согласованной редакции, назвал его "одним из самых многострадальных". И попросил депутатов поддержать его "потому что все мы свидетели того, как загибаются наши средства массовой информации, а также книгоиздание в России".
Профессиональное сообщество ждало закон с нетерпением, мы получали массу обращений, в том числе от двух состоявшихся за этот период съездов Союза журналистов России.
В итоге за этот закон проголосовало 267 человек, против - 1, воздержалось — 2. 15 ноября 1995 года он был одобрен Советом Федерации, а 1 декабря подписан Борисом Ельциным.
Знаю не понаслышке, что закон этот помог выжить и состояться многим редакциям и издательствам, в том числе в регионах. Информационное пространство России ощутимо расширилось. Это радовало, поскольку мы воспринимали журналистов как соратников в построении демократического общества, которое немыслимо без свободы слова. Тогда казалось, что создание равных условий для СМИ – важный инструмент для достижения этой цели.
Однако закон "О господдержке СМИ и книгоиздания" носил временный характер и в нулевые годы его действие закончилось.
Но это уже совсем другая история...