Чтобы успокоить как противников, так и сторонников реновации, московские власти широко анонсировали программу предоставления гарантий, приняв в срочном порядке закон «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав…». Известный адвокат Александр Глушенков поможет разобраться с этой программой и законом.
Во-первых, непонятно откуда взялась цифра 12, если судить по нумерации статей в законе о дополнительных гарантиях, то статей действительно 12, но из них три явно не имеют отношения к гарантиям и носят чисто технических характер – статья 1 (основные понятия), статья 2 (правовая основа) и статья 12 (вступление в силу). О вступлении в силу мы еще поговорим отдельно, потому что это само по себе очень любопытно. Есть еще статья 8 (о гарантиях собственников нежилых помещений) — это тоже гарантии, но для жильцов это не представляет интереса.
В итоге анализ текста закона не помог ответить на вопрос откуда взялась дюжина.
Тогда я решил зайти с другой стороны и посмотреть на те 12 гарантий, которые перечислены на сайте московского правительства.
1. Гарантия голоса (статья 3 Закона)
Действительно, жителям дают право высказать свое мнение. И даже специально гарантируют, что оно будет выслушано! Но никто не говорит, что оно будет принято во внимание… Скажите спасибо, что мы даем вам право голоса и возможность проголосовать, а не просто так вышвырнем на улицу.
Что делать – проводить собрания жильцов (собственников), привлекать максимальное количество участников – в идеале представителей всех квартир в доме и вырабатывать согласованную позицию.
2. Как пройдет голосование (статья 3 Закона)
На самом деле мнимая видимость учета мнения жителей. Якобы дом будет переселен если 2/3 проголосовали «за», но при этом одна треть против – то есть остается довольно значительное количество недовольных. Кроме того, непонятна ситуация с одним домом, проголосовавшим «против», оставшимся среди домов, проголосовавших «за».
Причем голоса «молчунов» считаются за «снос», то есть входят в число 2/3.
Также невозможно установить точное волеизъявление проголосовавших, поскольку можно голосовать на сайте «Активный гражданин» и в центрах госуслуг «Мои документы», а по итогам такого голосования власти могут выдать любой нужный себе результат.
Но на самом деле, голосование на сайте «Активный гражданин» и в центрах госуслуг «Мои документы» не имеет никакого смысла. Эти результаты не учитываются при проведении общего собрания – решение общего собрания жителей дома перечеркивает все, что было до этого.
Еще одна тонкость – проголосовать сможет каждый из двух или более собственников, или нанимателей квартиры, но при равенстве голосов будет считаться, что жители квартиры не выразили своего мнения и голосование по такой квартире не учитывается при подведении итогов голосования по дому в целом. То есть мнение жителей таких квартир будут просто игнорировать. А если таких квартир с разделившимся мнением не одна и не две в доме, и они могут существенно повлиять на общие результаты для преодоления водораздела в 2/3 и 1/3… В итоге получается, что люди голосовали, но их волеизъявление никого не интересует. Более того, если «молчунов» считают, как проголосовавших за снос, то спорные голоса одной квартиры вообще исключаются из итогов голосования и получается, что такие жители, выразив своем мнение, утратили возможность повлиять хоть на что-то.
Так что голосуйте – результаты будут перечеркнуты общим собранием, голосуйте – при разделении голосов в одной квартире они вообще не будут учтены.
3. Отказ от сноса (статья 3 закона)
Предполагается, что жильцы домов, проголосовавшие против сноса, смогут сохранить свое жилье и даже те дома, жильцы которых изначально проголосовали за снос в любой момент могут быть исключены из программы. Но во втором пункте есть небольшая оговорка, которая фактически все перечеркивает. Если хоть один из собственников жилья уже успел заключить договор о предоставлении новой квартиры, то решение о выходе из программы уже не имеет смысла. А найти в любом доме одного владельца квартиры и убедить его подписать договор (даже задним числом) большого труда не составит…
4. Шанс на реновацию
Такой подарок судьбы предлагают жителям домов, не вошедших в программу реновации, предлагая им провести свои собрания на которых принять решения о сносе. Но опять же никто не обещает, что такой дом будет включен в программу. Кроме того, само по себе использование слова «шанс» более характерно для азартных игр, а не для текстов законов. Заодно стоит задуматься как называют людей которые могут гарантировать выпадение «шанса», нужного сочетания игральных костей, желанного числа на рулетке… И, возвращаясь к юриспруденции, нужно обратить внимание на то, что в тексте закона нет ни слова о предоставлении шанса жителям домов, не внесенных в программу.
5. Кого не затронет реновация
Московские власти утверждают, что реновация не коснется объектов культурного наследия, памятников и зданий с историко-культурной ценностью. Опять же, в самом законе этого нет. Это всего лишь хорошие пожелания, которые понятны любому здравомыслящему человеку. Но здесь есть небольшая тонкость – кто ведет реестр объектов культурного наследия? Правильно – Департамент культурного наследия города Москвы. И от кого зависит включение, либо исключение тех или иных зданий из такого реестра?! Правильно – не от жителей этих домов, а от столичных властей…
6. Гарантия собственности без доплат (пункт 1 статьи 4 Закона)
Довольно смелая гарантия, которая в переводе на простой язык звучит примерно так: «мы у вас отбираем квартиру, и вы нам за это ничего не должны…». Собственно, если идет программа предоставления жилья взамен сносимого, то именно так и должно быть. То есть странно выглядит гарантия того, что и так должно быть, само собой.
А как с теми, кто готов доплатить и кардинально улучшить свое жилье?
7. Гарантия равноценности и добровольные компенсации (статьи 4 и 5 Закона)
С одной стороны, закон говорит о равнозначном жилье – площадь, количество комнат, тот же район, с другой стороны – о возможности получить равноценную компенсацию за свою квартиру. Но определение рыночной стоимости оставляет весьма широкий простор для толкования равноценности. Цены на квартиры в сносимых домах могут как взлететь до небес, так и рухнуть в пропасть. И с точки зрения технологии оценки можно обосновать и одно, и другое… Поэтому размер компенсации открывает большое поле для творческих мыслей. Конечно сложно представить, что столичные власти возьмут и корректно посчитают стоимость квадратного метра в домах, включенных в программу реновации, либо предложат адекватную формулу расчета, но без этого не обойтись.
8. Помощь с переездом (статья 7 Закона)
В законе декларируется помощь с переселением для отдельных категорий граждан. Правда все это сделано на уровне голословного утверждения – далее для этого потребуется отдельный нормативный акт московского правительства. Но почему нельзя было сразу в законе указать все группы граждан, которые смогут претендовать на такую помощь. И потом, что значит «содействие в организации и осуществлении переселения ветеранов»?! Это сообщить, что «Ваше переселение состоится в определенную дату»?! Или полностью упаковать вещи, загрузить в машину, перевезти в новую квартиру?! Или просто – «Газель у подъезда, а вещи как хочешь так и затаскивай…» Почему прямо в законе нельзя было добавить пару строк о том, что входит в понятие переселения – упаковка, погрузка, выгрузка, транспортировка, поднятие на этаж, занос в квартиру. А также будут ли застрахованы вещи от утраты и порчи в процессе переезда.
9. Переселение внутри района (пункт 2 статьи 4)
Данная гарантия действительно имеет серьезное значение для москвичей, которые привыкли жить в своих районах. Хорошо переезжать в соседний дом, квартал, микрорайон, чтобы не менять свои привычки гулять в любимом парке, посещать знакомые магазины, ходить в ближайшую поликлинику, где тебя знают все врачи. Но кто даст гарантии, что район не измениться до неузнаваемости в результате реновации?! Судя по размаху перемены планируются глобальные, что безусловно приведет к изменению всей инфраструктуры, так что от прежних районов может не остаться и камня на камне. Да и сами строительные работы будут вестись длительный период и все это время жить рядом со стройкой весьма сомнительное удовольствие.
А пока невозможно узнать в какое конкретно место будет осуществляться переселение, в какие сроки, каким образом будет реконструирован район. Ведь пока всего лишь голословные утверждения о великих планах без какой-либо конкретной информации.
10. Удобные и благоустроенные районы (статья 10 Закона)
Это хорошее заявление, но оно опять голословное и когда будет окончательное приведение районов застройки в удобное состояние тоже не совсем понятно. Кроме того, сейчас существуют нормы благоустройства, которые обязаны выполнять все застройщики. Так что гарантировать то, что и так существует в строительных нормах весьма странно. Или изначально планировалось ничего не делать?!
11. Современные дома (статья 11 Закона)
Неужели планировали переселять в старые, несовременные, ветхие, аварийные дома, а после волны возмущения решили, что будут строить сразу современное жилье?! Ведь все что описано в статье 11 это всего лишь то, что закреплено в строительных нормах и правилах действующих в настоящее время. То есть сейчас возводить дома, не соблюдая эти требования уже просто нельзя. Зачем называть «дополнительной гарантией», то что сейчас является строительным стандартом?!
12. Освобождение от взносов на капремонт (статья 9)
Закон предусматривает освобождение от взносов на капитальный ремонт собственников квартир в домах, включенных в программу реновации. Хоть одно логичное решение для тех домов, которые будут сносить. Правда само по себе такое освобождение предусмотрено в федеральном законодательстве, а именно в Жилищном Кодексе, с момента признания дома, подлежащим сносу. Так что и в этом плане столичные власти еще раз заявили, что и так существует без их участия.
В итоге мало того, что эти дополнительные гарантии ничего не гарантируют и не дополняют к тому, что уже существует, так еще и оставляют массу вопросов и недоработок. Стоило ли принимать этот закон, если он ничего не решает, и в публичной дискуссии не добавляет аргументов, а всего лишь ухудшает позицию столичных властей…
И напоследок, как и обещал о вступлении этого закона в силу. Он сможет вступить в силу в полном объеме лишь после принятия федерального законодательств о реновации жилищного фонда в Москве. Сейчас этот законопроект прошел лишь первое чтение в Государственной думе…
Но зато статьи 1 и 3 Московского закона уже вступили в действие. Первая статья — это определение реновации, а третья касается проведения голосования. То есть вы пока голосуйте, а мы подождем как там решат наверху.
Почему такое хорошее дело как расселение жителей старых домов умудрились довести до такого плачевного состояния автору этих строк совершенно непонятно…