Международная федерация футбола (ФИФА) с помощью специальных обучающих программ научит арбитров распознавать расистские инциденты на матчах грядущего Чемпионата мира по футболу 2018 года. Борьба с этой правовой проблемой признана настолько важной, что арбитрам будет позволено прерывать и переносить матч по причине дискриминации. РАПСИ намерено всесторонне изучить природу этой проблемы в международном спорте и начинаем мы с неожиданных истоков зарождения расизма на крупнейших соревнованиях. 

К началу Чемпионата мира-2018 ФИФА объявила настоящую войну расизму, подготовив беспрецедентный комплекс мер. В частности, по данным СМИ, на играх будут присутствовать специальные наблюдатели, призванные следить за проявлениями различного рода дискриминаций. 

К чести ФИФА следует признать, что соревнования, проводимые под эгидой этой федерации, являются одними из наиболее чистых в мировом спорте в отношении равноправия. Сложно вспомнить хоть один скандал на Чемпионатах мира по футболу, связанный с проявлением расизма организаторами или участниками. Что сильно контрастирует с историей Олимпийских игр. 

Вероятно, большая заслуга в этом состоит именно в политике ФИФА, которая навязывает свои жесткие правовые требования всем организаторам турниров. Благодаря этому в рамках Чемпионатов мира не было инцидентов, схожих с тем, что произошло, например, во время Олимпийских игр в Берлине в 1936 году, в Мюнхене в 1972 году или Сент-Луисе в 1904 году. 

Если первые две истории достаточно широко известны и регулярно обсуждаются даже сегодня, то последний в этом списке американский прецедент сегодня подзабыт и, кажется, целенаправленно замалчивается. Между тем, он заслуживает интереса как иллюстрация последствий отсутствия жесткого контроля за правовыми нормами соревнований со стороны спортивной федерации, а также чрезмерного влияния финансовых интересов спонсоров. 

«Этноигры»

На третьих Олимпийских играх в Сент-Луисе в 1904 году официальная программа, под влиянием организаторов проходившей параллельно торговой ярмарки, была дополнена т.н. «Преолимпийскими антропологическими днями».

Для участия в них было отобрано тридцать «расовых типов». В течение двух дней «дикари» (именно так их называли в официальном отчете организаторы Олимпиады) должны были сражаться друг с другом в восемнадцати спортивных дисциплинах. Семь были связаны с бегом, две – с прыжками, а прочие – с метанием и толканием (метание копья, бейсбол, кегли, толкание ядра в 56 фунтов, боло); также были соревнования по стрельбе из лука, перетягиванию каната, взбиранию на шест и борьба в грязи. 

В числе этих спортсменов были североамериканские индейцы, патагонцы, филиппинцы, африканские пигмеи, японские айну. Участники официальной олимпийской программы издевались над ними, а пресса писала о занимательном курьезе.

Как такое вообще стало возможным? Наиболее вероятная версия – влияние спонсоров. Изначально Игры 1904 года должны были пройти в Чикаго, но Сент-Луис убедил Международный олимпийский комитет в том, что проведение Всемирной выставки является хорошей рекламой для Олимпиад. 

В результате чрезмерное вмешательство финансовых интересов в спортивные соревнования привели к провалу. Спортсмены остались в тени выставки, зрителей было немного, а конкуренция невелика – число атлетов из других стран оказалось настолько мало, что в ряде дисциплин были заявлены только американцы.

Но крайне важно понимать и другую причину этого позора. Появление «этноигр» было во многом предопределено сопоставлением физических возможностей разных рас. Что и привело к их противопоставлению. 

В первый день соревнований малые народности должны были соперничать по олимпийской программе. Это было необходимо, чтобы доказать актуальную тогда теорию о «развитии» человечества от дикости к цивилизации. Эксперимент якобы удался, поскольку результаты «преолимпийских дней» показали спортивную «слабость» дикарей. Атлеты, по мнению устроителей, побили все возможные отрицательные рекорды, что якобы доказало физическое превосходство белой расы.

Надо заметить, что «исследователи» не учли факт отсутствия спортивного энтузиазма у представителей малых народов, а также отсутствие в ряде случаев понимания правил дисциплин. В соревнованиях по прыжкам в высоту и по бегу участников пугал выстрел стартового пистолета, кроме того они так и не поняли смысла финишной ленты. А в метание копья заманили только трех участников, и все они отказались от второй попытки. 

Прогресс или «вечное возвращение»

Все это сегодня выглядит как патологический казус. Однако корень проблемы по-прежнему актуален и заключается он в противопоставлении людей по цвету кожи. Последствия этого могут иметь и обратный эффект, когда во вполне невинных жестах и действиях белых игроков выискиваются признаки расизма и даже фашизма (инцидент с празднованием гола Тотти или недавняя история с твитом Джикии). 

Это приводит к обострению ситуации на пустом месте, а также грозит появлением случаев «обратного расизма» (примером чему служат новые экономические законы в ЮАР, позволяющие экспроприировать собственность белых владельцев). Все это, безусловно, не способствует уничтожению расизма как явления и скорее грозит новой формой его мутации и последующим витком эскалации. 

Тем не менее, может показаться, что сегодня проблема расизма почти искорена и не заслуживает постоянного обсуждения, а также столь пристального внимания, как несколько десятилетий назад. Однако будет большой ошибкой воспринимать историю дискриминации на расовой или национальной почве исключительно в форме линейного прогресса (который в силу своей природы подразумевает едва ли ни неизбежные позитивные перемены). 

Сейчас об этом не принято говорить, однако в первой половине ХХ века наблюдалась обратная тенденция – ужесточение расистских запретов и даже появления новых. 

Так, например, еще в XIX веке конный спорт был почти прерогативной чернокожих. В частности, на первом дерби в Кентукки в 1875 году 14 из 15 жокеев были именно афроамериканцами. Однако, вскоре «неграм» было запрещено заниматься столь доходным занятием, и в последующие десятилетия их совершенно не допускали до скачек. 

Также несмотря на то, что многочисленные чернокожие спортсмены играли в профессиональный бейсбол еще в 1880-е годы, постепенно «негров» стали исключать из основного состава. Дошло до того, что им пришлось создать собственные лиги. Фактически расизм в бейсболе начали искоренять лишь после Второй мировой войны. 

Аналогичная ситуация была и в ряде других видов спорта, где формальное спортивное равноправие XIX века поначалу стало жертвой финансовых интересов зарождавшегося в начале ХХ века профессионального спорта.

Скрытая дискриминация

В заключение следует отметить, что спорте существует множество скрытых форм дискриминации, которые могут быть совершенно незаметны для постороннего наблюдателя. Ярким примером тому служит ситуация в американском спорте. 

Долгое время за чернокожими спортсменами закреплялись только определенные позиции на поле: аутфилдеры в бейсболе, раннингбеки в американском футболе. Важно понимать, что аутфилдеры обычно играют позади остальных шести членов обороняющейся команды и занимают наиболее удаленную от «дома» часть поля. Раннингбеки также располагаются фактически отдельно от команды – за линией нападения; их задача просто добежать до зачетной линии. А главное, чернокожие очень редко занимали административные должности.

Поэтому только набирающие рост усилия ФИФА по решительной борьбе со всеми проявлениями дискриминации можно только приветствовать и относиться с пониманием к постоянному обсуждению этой темы в преддверии Чемпионата мира в России. Эта проблема явно не утратила до сих пор своей острой актуальности. Подтверждения чему мы предоставим в следующей части нашего материала, посвященного гендерной дискриминации в спорте. 

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 25 апреля