События 1905 года вынудили российского императора пойти на либеральные инициативы. Общественное обсуждение сорокалетней годовщины судебной реформы стало основанием для появления проекта выборного законосовещательного органа. Однако первый проект создания Государственной думы оказался мертворожденным. Как выглядел бы российский парламент, если бы первой революции удалось избежать рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
«Маленькая победоносная война», начатая царским правительством в январе 1904 года с Японией, была призвана решить не только внешнеполитические задачи, но и снять внутреннее социально-политическое напряжение, нараставшее в стране. Внешняя опасность должна была сплотить народ вокруг трона и заставить, хотя бы временно, забыть внутренние распри.
Однако война оказалась не маленькой и не победоносной. Только в самом начале военных действий наблюдался подъем патриотических и шапкозакидательских настроений в населении. Последовавшие затем нерадостные новости с фронта быстро погасили эту шовинистически-милитаристскую волну.
Все проблемы вновь встали в полный рост и даже обострились. Ведь известно, что война, особенно неудачная для правительства, всегда выступает катализатором революций.
Первыми выступили либералы, так как они к этому моменту были лучше других сорганизованы и имели в своих руках детально разработанные проекты реформ государственного строя и планы введения выборных начал при формировании органов власти.
Активисты Союза освобождения изобрели оригинальную форму борьбы за свободы и конституцию: по стране покатилась «банкетная кампания». В качестве повода была взята круглая дата – 40-летие введения судебных уставов.
Судебная реформа 1864 года была одной из самых прогрессивных либеральных реформ Александра II, согласно которой произошло полное отделение судебной власти от административной, была введена процессуальная независимость судей, появился единый суд для всех сословий, обязательной стала гласность судопроизводства, устанавливалась выборность мировых судей и т.д.
И вот, отмечая круглую дату этого важного события, либеральная оппозиции и проводила, под видом юбилейных банкетов, собрания, на которых произносились речи о необходимости введения свобод и конституции. Всего по России прошло более 120 таких собраний в 34 крупных городах, в которых принимало участие около 50 тыс. человек.
Участники собраний принимали резолюции с требованиями политических реформ. В журнале «Освобождение» печатались подробные отчеты об этих собраниях, публиковались итоговые документы и полные тексты речей.
Требования «освобожденцев» нашли отклик и понимание в рабочем движении. С Союзом освобождения установил связь лидер крупнейшей рабочей организации страны «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» священник Георгий Гапон.
Именно деятели «Союза освобождения» на совместном совещании с Гапоном и рабочими предложили им также подать и свою петицию в адрес царя. Но идея организовать шествие людей с «Рабочей петицией» непосредственно к царской резиденции принадлежала самому Гапону.
Расстрел рабочей демонстрации 9 мая 1905 года принято считать началом Первой русской революции. Её составляющие были разнообразными, не имели общего сценария и руководящего центра. Значительный удельный вес занимали стихийные выступления, как крестьян, так и рабочих. Спонтанно поднимали бунты, мятежи солдаты и матросы.
Либеральная оппозиция не принимала участие в насильственных действиях. Ее представители заявляли, что они хотят направить революционное движение в «мирное русло».
Именно в этом направлении они и действовали в эти дни. Так, освобожденцы на своем третьем съезде, который проходил в Москве на частных квартирах 25-27 марта в обстановке нарастания революционного движения, приняли новую программу Союза, включавшую требования созыва всенародного Учредительного собрания, 8-часового рабочего дня и отчуждения частновладельческих земель.
В апреле в столице была создана нелегальная типография, в которой в том числе печатался и «Листок "Союза освобождения"». Пытаясь объединить все антисамодержавные силы в единый фронт, Союз разработал и издал летом «Устав союза рабочих», а также проект российской конституции под названием «Основной закон Российской империи», в котором предусматривалось создание избираемого всем народом двухпалатного парламента.
Однако, призывая к ненасильственным действиям, либералы в то же время сами фактически опирались на народные революционные выступления и использовали их в своих интересах, всё смелее и настойчивее выдвигая власти свои требования реформ.
Они исходили из того, что лозунги рабочего и крестьянского движения были максималистскими, т.е. излишне радикальными и невыполнимыми, тогда как главные требования либералов не затрагивали материальные интересы помещиков и буржуазии, а касались лишь проведения сверху назревших преобразований в сфере государственного устройства и избирательных прав.
Такую позицию либералов Ленин называл «торгом с царизмом» за спиной народа. И действительно, в обращениях либеральной оппозиции к царю чувствовался намек на то, что она готова отступиться от поддержки революционных выступлений народа и радикальных социально-экономических лозунгов в случае выполнения их основных политических требований.
И этот намек императором был понят. Царю стало ясно, что с революцией надо бороться известными классическими приемами: усмирением с одной стороны и уступками – с другой. Надо было расколоть единый и очень широкий фронт недовольных властью классов и социальных групп.
В итоге, для бунтовавших крестьян и восставших рабочих были введены военно-полевые суды, на них были отправлены карательные экспедиции. А для либеральной оппозиции начали готовить уступки в виде реформ. Вначале хотели отделаться малым.
Николай II решил рассмотреть проект о введении центрального народного представительства (Думы) в дополнение к уже существовавшим на местах земствам. Подготовку документа он поручил министру внутренних дел А.Г.Булыгину. По имени этого министра и получила название эта проектируемая дума. Проект, представленный Булыгиным, обсуждался на трех особых совещаниях и был утвержден.
6 августа 1905 г. Николай II поставил свою подпись под несколькими документами, создававшими правовую основу для формирования законосовещательной Государственной думы. Это «Манифест об учреждении Государственной думы», «Учреждение Государственной думы» и «Положение о выборах в Государственную думу». Сама Дума должна была быть созвана не позднее середины января 1906 года.
Это была неоправданно минимальная уступка революционному движению. Мало того, что создаваемый орган имел только законосовещательные, а не законодательные функции, так и выборы в него были далеко не всеобщими. Большинство населения вообще не получало избирательных прав (рабочие, женщины, военнослужащие, учащиеся и др.)
Не были эти выборы прямыми и равными. Для крестьян устанавливались четырехстепенные выборы, а для помещиков и буржуазии двухстепенные. Это означало, что крестьяне на сельском сходе выбирали своих представителей на волостной сход, который из них выбирал своих делегатов в уезд, где избирали уже выборщиков в губернское собрание. И только на этом губернском собрании и происходили выборы депутатов Думы.
Состав губернских собраний был квотирован законом: крестьянских выборщиков на нем должно было быть 42%, выборщиков от крупных землевладельцев – 34%, и от городских собственников – 24% участников собрания. Сравнительно высокое представительство от крестьян объяснялась тем, что царские чиновники всерьез верили в то, что в крестьянстве по-прежнему доминируют консервативные монархические настроения и они не поддержат никакие революционные идеи.
Имущественный ценз для горожан был довольно высоким, они должны были иметь в собственности недвижимого имущества не менее, чем на 1500 рублей, а в столицах – не менее чем на 3000 рублей.
Либералы были не очень довольны скромными полномочиями запланированного законосовещательного органа, но все же согласились участвовать в выборах в Думу. Однако более левые демократические силы не удовлетворились этими уступками, и революционное движение продолжало нарастать. Уже в октябре 1905 года стало ясно – данная мера была недостаточной для того, чтобы сбить революционную волну.
Таким образом, Булыгинская дума оказалась мертворожденным учреждением и ей не суждено было собраться. Революция «отменила» и данный проект и царский Манифест. Становилось очевидным, что на повестку дня выдвигается ни много ни мало учреждение законодательного парламента и существенное расширение избирательных прав для всех слоев населения.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 8 июня