Федеральный конституционный закон (ФКЗ) «О Конституционном суде РФ» довольно долго просуществовал в первозданном виде — с 1994 до 2001 года. И первая же поправка, внесенная в него Госдумой третьего созыва, касалась вопроса, наиболее остро обсуждавшегося при принятии закона: о сроках полномочия судей. 

О деталях содержания и последствиях принятия этого и последующих изменений в ФКЗ описывает в рубрике «Исторические хроники» депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Алла Амелина.


О сроках полномочий

Первая поправка в ФКЗ, внесенная в 2001 году, продлевала срок полномочий судьи Конституционного суда (КС) РФ на три года (с 12 до 15). Была также исключена норма о предельном возрасте пребывания в должности, составлявшем 70 лет.

После этого статья 12 ФКЗ «Срок полномочий судьи Конституционного суда РФ» изменялась еще пять раз. 

В конце того же 2001 года в данную статью вновь была включена норма о предельном возрасте пребывания в должности судьи КС РФ — 70 лет.

В 2005 году было снято ограничение по срокам полномочий. При этом предельный возраст оставался прежним – 70 лет. Была также сделана оговорка, что судья, «достигший предельного возраста пребывания в должности, продолжает исполнять свои обязанности до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи».

Поправками 2010 года устанавливалось, что на председателя КС РФ предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется. Для судей этот предел был оставлен прежним. 

В 2014 году правомочный состав КС РФ (то есть состав, в котором он вправе осуществлять свою деятельность) был сокращен с 3/4 до 2/3 от общего числа судей. Одновременно исключено общее правило о продолжении исполнения обязанностей судьи после достижения предельного возраста до назначения нового судьи.

И наконец в 2018 году в связи с внесением изменений в ФКЗ "О судебной системе РФ" был изменен предельный возраст пребывания в должности заместителя председателя Конституционного суда РФ. Теперь он составляет 76 лет. 

О гарантиях исполнения решений

Но вернемся в 2001 год. В числе первых поправок, внесенных в ФКЗ «О Конституционном суде РФ», было несколько, свидетельствующих о том, что к этому времени правовое поле в этой сфере еще продолжало формироваться. 

Так, было установлено, что компетенция Конституционного суда РФ может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в соответствующий ФКЗ. В закон также были внесены положения об обязанности государственных органов и должностных лиц в связи с решением КС приводить законы и другие нормативные акты в соответствие с Конституцией РФ — эти позиции, кажущиеся сегодня само собой разумеющимися, тогда законодатель посчитал нужным все же закрепить в ФКЗ.

Спустя 12 лет, в 2013 году, в ФКЗ «О Конституционном суде РФ» были внесены изменения, касающиеся процедуры приведения законодательства в соответствие с решениями суда. Надо сказать, что требования к этой процедуре были заметно смягчены.

Так, увеличен срок, в течение которого правительство РФ вносит на рассмотрение в Госдуму законопроект, разработанный в связи с решением КС РФ. Теперь он составляет не три месяца, как раньше, а шесть. При этом решением КС РФ может быть предусмотрен иной срок. Исключена норма о внеочередном рассмотрении Госдумой указанных законопроектов.

Благодаря изменению, внесенному в закон в 2004 году, в случае признания федерального или регионального закона не соответствующим Конституции РФ гражданам или объединениям граждан, обратившимся в КС РФ, за счет средств соответствующего бюджета возмещаются госпошлина, расходы на оплату услуг представителей, проезд и проживание в связи с явкой в суд а также связанные с рассмотрением дела почтовые расходы и даже компенсация за фактическую потерю времени. Установление порядка и размеров возмещения отнесены к прерогативе правительства РФ.

Видимо, не все так уж благополучно с реализацией решений КС РФ. Потому что в 2016 году были определены дополнительные гарантии надлежащего их исполнения. В частности, статья 80 «Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решением Конституционного суда РФ» была изложена в редакции, предусматривающей, что президент РФ, правительство РФ, главы субъектов РФ не позднее двух месяцев после опубликования решения КС должны отменить признанный неконституционным нормативный акт и либо принять новый, либо внести необходимые изменения.

Тогда же был прямо закреплен принцип недопустимости применения нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, отличном от данного Конституционным судом РФ.

Петербург-Москва

Несколько особняком стоит поправка в статью 115, внесенная в 2007 году и устанавливающая местонахождение Конституционного суда. Именно тогда местом его постоянного пребывания был определен Санкт-Петербург. Эта поправка вступила в силу в феврале 2007 года, а уже с мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.

Тем же законом о внесении изменений в статью 115 в Москве было создано представительство КС РФ - «в целях обеспечения доступа граждан и их объединений к конституционному правосудию, постоянной связи Конституционного суда РФ с иными органами государственной власти РФ, субъектами РФ в городе Москве, содействия в осуществлении Конституционным судом РФ своих полномочий».

Структуры и процедуры

В 2009 году была несколько изменена структура руководства КС РФ. Заместителей председателя стало два, поскольку вместо должности судьи-секретаря была введена должность второго заместителя. Тогда же был изменен и порядок назначения на эти должности: отныне и председатель, и оба его заместителя назначаются Советом Федерации по представлению президента РФ. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по его истечении они могут быть назначены повторно.

Большой блок изменений в ФКЗ «О Конституционном суде РФ» был принят в 2010 году. Они преимущественно коснулись процедуры конституционного судопроизводства и фактически расширяли права участников процесса. 

Граждане получили право подавать жалобы в отношении законов, примененных в конкретном деле, а суды - запросы в отношении законов, подлежащих применению. Причем дела об их конституционности теперь могут разрешаться без проведения слушаний. Это также касается проверки нормативных актов палат Федерального Собрания, президента и правительства РФ и некоторых других. 

Это позволило сократить сроки рассмотрения ряда дел и тем самым повысить оперативность и эффективность защиты прав и свобод граждан. Однако по ходатайству заявителя слушания обязательны. 

Тогда же был изменен порядок досрочного прекращения полномочий председателя КС РФ и его замов в случае ненадлежащего исполнения обязанностей. Такое решение по представлению президента РФ, основанном на 2/3 голосов от общего числа судей в определенных случаях принимает Совет Федерации, а не сам суд, как это было ранее. 

В 2014 году были утверждены изменения в ФКЗ "О Конституционном суде РФ", существенно скорректировавшие организацию его деятельности. 

Так, правомочный состав КС РФ сокращен с 3/4 до 2/3 от общего числа судей. Уточнен порядок заполнения вакансий судей КС РФ. Предусмотрено, что по ряду вопросов решение принимается большинством голосов не от общего числа, а от числа действующих судей.

Закреплено, что КС РФ отказывает в принятии обращения к рассмотрению, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу. Исключением является случай, когда он продолжает применяться в правоотношениях, возникших в период его действия.

«В связи с принятием ФКЗ...»

Изменения некоторых положений ФКЗ «О Конституционном суде РФ» носили чисто технический характер и были связаны с принятием других законов. 

В том же 2010 году был принят ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия". 

Эти изменения были обусловлены созданием Следственного комитета РФ. В связи с этим устанавливалось, что постановления и заключения КС в течение двух недель со дня подписания должны направляться не только президенту РФ, Совету Федерации, Госдуме, правительству РФ, Уполномоченному по правам человека, Верховному суду РФ, Генеральному прокурору РФ, но и председателю Следственного комитета РФ.

Тогда же из ФКЗ были исключены нормы о размере госпошлины при обращении в КС РФ, поскольку данный вопрос уже регулировался Налоговым кодексом РФ.

В 2014 году были скорректированы отдельные ФКЗ в связи с принятием поправки к Конституции РФ, которой предусматривалось объединение Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда (ВАС) РФ. На основании этой поправки из ФКЗ «О Конституционном суде РФ» были исключены упоминания о ВАС РФ.

О социальных гарантиях 

В 2012 году Федеральным конституционным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты труда судей РФ" социальные гарантии судей Конституционного суда РФ были существенно укреплены. Так, отныне не может быть уменьшена не только их зарплата, но и «ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение». 

Приостановление полномочий судьи КС РФ не влечет за собой приостановления выплаты этому судье ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения и не лишает его установленных ФКЗ гарантий. 

А пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности не менее пятнадцати лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего судьи. При этом в стаж работы, дающий право на получение такого содержания, «засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии».

Решения Страсбурга могут быть отвергнуты

Существенные изменения были внесены в ФКЗ "О Конституционном суде РФ" в декабре 2014 года.

В частности, были расширены полномочия КС РФ: в его компетенции теперь прямо закреплена проверка на соответствие Конституции РФ вопроса, выносимого на всероссийский референдум.

Также урегулирована ситуация, когда решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) фактически становится препятствием для применения норм российского законодательства. Предусмотрена возможность подачи запроса в КС РФ о подтверждении конституционности таких норм.

Последняя позиция получила развитие в 2015 году. Поправками в закон, КС РФ был наделен правом разрешать вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека (например, ЕСПЧ), вынесенного по жалобе, поданной против России, на основании международного договора. Исполнение таких решений может быть признано невозможным, если оно противоречит Основному закону страны. 

С запросом в КС РФ могут обращаться президент РФ, правительство РФ, а также федеральный орган исполнительной власти, наделенный компетенцией по защите интересов России. 

Если суд примет постановление о невозможности исполнения решения межгосударственного органа, какие-либо действия, направленные на исполнение этого решения, осуществляться не могут.

О КС РФ и интернете

Технический прогресс не мог обойти стороной и деятельность Конституционного суда РФ. В 2015 году в ФКЗ были внесены изменения, касающиеся электронных обращений в КС РФ и интернет-трансляций его заседаний. 

Отныне обращаться в него можно с помощью специальной формы на сайте или в форме электронного документа, скрепленного усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом прилагаемые материалы также можно представить в электронном виде. 

Трансляция заседания КС РФ в интернете возможна по инициативе самого КС РФ или с его разрешения по ходатайству лиц, участвующих в деле и присутствующих на заседании. Разумеется, допускаются интернет-трансляции только открытых заседаний. 

Вот такие трансформации претерпел ФКЗ «О Конституционном суде РФ» за свою четвертьвековую историю.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 7 февраля