Щепетильные вопросы предоставление медицинской помощи несовершеннолетним, баланс интересов родителей и ребёнка а также семейный запрет на прививки, к сожалению, редко обсуждаются в публичном поле. В День правовой помощи детям РАПСИ поднимает важные вопросы в разговоре с юристами.


Баланс интересов 

Говоря о медицинской помощи детям, необходимо упомянуть вопрос дачи несовершеннолетним информированного согласия на медицинское вмешательство или отказ от него. Юрист Кристина Воженникова считает, что установив эту процедуру российское законодательство дальновидно предоставляет юным пациентам свободу определения медицинской необходимости.

«Состояние здоровья несовершеннолетнего обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, среди которых не только условия и образ жизни, но и доступность и своевременность качественной медико-социальной помощи. Сейчас несовершеннолетнему пациенту в возрасте от 15 до 18 лет (исключение сделано законодателем для детей, больных наркоманией – с 16 лет) предоставлена большая автономность в принятии решения о медицинском вмешательстве, нежели детям более младшего возраста», — указывает собеседница агентства. 

Именно в данный возрастной диапазон ребенок в силу особенностей физического и умственного развития способен осознать свои интересы, соответствующим образом использовать свои права и в случае необходимости самостоятельно отстаивать их, считает юрист. По её словам, законодатель в таком щекотливом случае достаточно соблюдает баланс интересов родителя и ребенка.

«Согласно части 2 статьи 22 ФЗ «Об охране здоровья» родители вправе получить информацию о состоянии здоровья собственного ребенка вплоть до приобретения ими полной дееспособности, даже в случаях, когда пациент не хотел бы афишировать свои проблемы», — отмечает юрист компании «Интеллектуальный капитал».

Именно соблюдение баланса интересов несовершеннолетнего и родителя способно обеспечить реальную доступность и эффективность медицинской помощи, указывает эксперт.

Психиатрическое освидетельствование

Особое внимание необходимо уделять проведению психиатрического освидетельствования несовершеннолетнего, подчеркивает собеседница агентства. Она напомнила прецедент, установленный Верховным судом РФ, который встал на сторону родителей девочки, отчисленной из пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ после «заваленного» освидетельствования у психиатра.

«Данное Определение ВС РФ еще раз подтверждает факт того, что информированное согласие на медицинское вмешательство должно быть выражено в форме отдельного документа. Именно законные представители дают согласие на проведение осмотра/освидетельствования в отношении детей, не достигших возраста 15 лет. В особенности это касается проведения психиатрического освидетельствования, так как законом ограничены случаи его проведения без согласия родителей, иного законного представителя обследуемого несовершеннолетнего лица в возрасте до 15 лет. Помимо этого психиатрическое освидетельствование гражданина в недобровольном порядке возможно только по решению суда», — подчеркнула эксперт. 

После «незаконного» освидетельствования выяснилось, что ребёнок просто страдал лунатизмом, а незаконное освидетельствование могло испортить ему дальнейшую жизнь. Адвокат Станислав Жигалов из МКА «СЕД ЛЕКС» также считает, что созданный прецедент очень важен для российских детей. 

«Защита прав несовершеннолетних подразумевает обширный перечень юридически значимых ситуаций, в рамках которых от законных представителей и уполномоченных адвокатов может потребоваться активное вмешательство. Так, в результате незаконных действий руководства кадетского корпуса в биографии девочки могло появиться стигматизирующее пятно, которое потенциально может закрыть в будущем ребенка целый ряд важных «дверей». Не меньший интерес представляет вопрос о том, на каком основании на несовершеннолетних распространяются нормы о порядке прохождения военной службы и соответствующем медицинском освидетельствовании. Если же у несовершеннолетней действительно были проблемы с психикой, препятствовавшие обучению в военно-учебном заведении, то возникает вопрос, почему они не были выявлены на стадии поступления», — удивляется адвокат.

Запрет на прививки

Закон всё ещё остается суровым в отношении детей, желающих сделать прививку от коронавируса вопреки воле родителей. В конце апреля 2022 года суд высшей инстанции не стал менять нормы права из-за ситуации несовершеннолетнего Михаила Шеховцова, который не смог добиться от родителей разрешения на прививку от коронавируса. Но Воженникова считает, что не стоит опускать руки даже, если вразумить родителей не выходит.

«К сожалению, до достижения 18 лет несовершеннолетние будут зависеть от решения родителей, однако в случае, если законные представители против прививок возможен вариант обращения в суд, где при рассмотрении такой категории дел могут привлечены органы опеки и попечительства и прокурор с целью дачи заключения», — отметила юрист.