РАПСИ проанализировало, каким образом инициаторы закона «О пробации» собираются возвращать в социальное и правовое лоно общества лиц, которые долго находились в местах лишения свободы, а также какие факторы могут оказать влияние на эффективность нового правового института.


В этом месяце был подписан один из самых ожидаемых в правовом сообществе законов – Федеральный закон от 06.02.2023 №10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». Под новым для широкой публики термином «пробация» законодатель подразумевает систему мер, направленных на помощь в социальной адаптации и ресоциализации лиц, отбывающих или уже отбывших уголовное наказание. 

Причины рецидивной преступности 

Сейчас в России в местах лишения свободы находятся около 483 тысяч человек. При этом, по статистике разных лет, в среднем более 40% освободившихся вновь совершают преступления.

По мнению многих экспертов, причиной столь высокого уровня рецидивов является в первую очередь сама «тюремная» социокультурная среда, складывающаяся за стенами пенитенциарного учреждения. Она формирует в человеке новую мораль, эстетику, жизненные принципы и цели. 

Лишение свободы как вид наказания определяется УК РФ как «изоляция осужденного от общества». Однако попадая в места лишения свободы, человек также погружается в общество, но совершенно другое – своеобразное, живущее по своим правилам и традициям. К сожалению, такая среда может изменить саму душевную конституцию человека, кардинально исказить его представления о добре и зле, о смысле жизни – особенно, если человек попал за решетку в молодом возрасте. Человек усваивает новые знания, идеалы, правила поведения, учится новым навыкам, применимым в этом обществе, но бесполезным или даже вредным в свободном социуме. 

Избавиться от всего этого «багажа» знаний тем сложнее, чем больше отсиженный срок. Здесь же можно говорить и об изменении личности человека. Сказывается и значительное снижение самостоятельности: долгие годы другие люди решали за них, что есть, что носить, куда и когда идти, где и с кем работать. Во многих случаях наблюдается снижение эмпатии и цинизм, если за решеткой человек часто сталкивался с жесткостью в отношении себя или других заключенных.

Еще один немаловажный фактор – невозможность содержать себя. Крайне сложно найти работу, когда профессиональные навыки утрачены, а над человеком довлеет «клеймо» судимости. Удержаться на найденной работе тоже непросто, так как мотивация к труду забывается с годами. 

Несмотря на то, что, согласно ст. 103 УИК РФ, работа в исправительном учреждении является обязанностью заключенного, а отказ от работы расцениваются как злостное нарушение порядка отбывания наказания, в России еще немало учреждений, где трудовая занятость является привилегией, поскольку там нет достаточного количества вакансий для осужденных. 

Даже когда судимость погасят или снимут, трудности с трудоустройством это решит лишь отчасти, поскольку многие работодатели перестраховываются и отказывают в работе тем, кто был судим. 

Росту рецидивов также способствует и десоциализация, то есть утрата осужденным полезных социальных связей – разрыв или ухудшение отношений со своей семьей, родственниками, друзьями и прочими. Зачастую люди выходят из учреждений УИС, ненужные никому.

Безусловно, это лишь самые очевидные факторы роста рецидивной преступности. Каждый рецидивист имеет личную причину повторить свой печальный опыт.

Как собираются решать проблему адаптации?

Закон о пробации – не первая попытка властей создать систему ресоциализации и социальной адаптации осужденных. Как отмечали инициаторы закона в пояснительной записке, в ряде регионов уже приняты законы о социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы (Республика Башкортостан, Архангельская, Кировская, Ленинградская, Омская и Тюменская области), созданы центры социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (Республика Башкортостан, Забайкальский, Красноярский края, Воронежская, Ульяновская области, г. Санкт-Петербург). 

Новый же закон стремится систематизировать отдельные нормативные положения в этой сфере и установить единые принципы организации работы по осуществлению контроля, социальной адаптации и реабилитации соответствующих категорий лиц путем создания единой системы пробации.

Согласно ст. 5 закона, пробация представляет собой совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Закон выделяет 3 вида пробации: исполнительную, пенитенциарную и постпенитенциарную.

Первый вид пробации применяется исключительно к лицам, которые подвергнуты наказанию, не связанному с изоляцией от общества (за исключением осужденных к штрафу, назначенному в качестве основного наказания, и принудительным работам), и иным мерам уголовно-правового характера. Это, например, освобожденные по УДО, условно осужденные, осужденные, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и прочие. 

Пробация применяется не ко всем таким осужденным, а только к тем, кто находится в трудной жизненной ситуации и, в связи с этим, обратился в уголовно-исполнительную инспекцию с соответствующим заявлением об оказании содействия.

Пенитенциарная пробация применяется в отношении осужденных к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы в период отбывания наказания, а равно и в период их подготовки к освобождению. Она осуществляется по следующим основным направлениям: проведение социальной и воспитательной работы, оказание психологической помощи, социальная реабилитация и подготовка к освобождению из учреждений, исполняющих наказания, оказание содействия в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве. 

Постпенитенциарная пробация применяется в отношении лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Данный вид пробации призван служить делу социальной адаптации и реабилитации уже освободившихся граждан. Основными направлениями деятельности здесь являются ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация.

Социальная реабилитация проводится для формирования у данной категории лиц новой системы установок, норм, ценностей и навыков социального поведения, сохранения и повышения социального статуса. В эту работу будет входить оказание содействия в укреплении связей с родственниками, лицами, оказывающими положительное влияние на поведение осужденных, трудовыми коллективами и образовательными организациями. При необходимости будут оказана помощь в розыске родственников и иных лиц. 

Хотя, по мнению экспертов, успешная реализация этого направления работы, выглядит наименее реалистичной, так как заставить бывшую семью, родственников и иных значимых для осужденного лиц общаться с человеком, который отбывает или отбывал наказание, невозможно.

Планируется, что уголовно-исполнительными инспекциями будет осуществляться консультирование по различным социальным и правовым вопросам, а при необходимости оказываться помощь в подготовке документов, необходимых для предоставления социальной услуги или для признания гражданина безработным и получения пособия по безработице, иных документов, в подготовке обращения в суд для установления факта, имеющего юридическое значение, к нотариусу.

Решать проблему трудоустройства предлагается путём предоставления бесплатного доступа к Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", а также путём взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами службы занятости. Также подопечным будет предоставляться информация об образовательных организациях, о перечне документов, необходимых для зачисления в них; оказываться помощь в оформлении и восстановлении необходимых бумаг.

Основным инструментом пробации будет являться индивидуальная программа, которая представляет собой некий документ, разработанный учреждением уголовно-исполнительной системы (для пенитенциарной пробации) или уголовно-исполнительной инспекцией (для исполнительной и постпенитенциарной пробация), в котором будет закреплен перечень мероприятий, проводимых в отношении соответствующего осужденного – виды мероприятий перечислены в ст. 32 закона. 

При этом индивидуальная программа готовится на основе оценки индивидуальной нуждаемости осужденного, факторов и условий, характеризующих его трудную жизненную ситуацию, будут учитываться и предложения самого гражданина, обратившегося за помощью. 

Отметим, что, согласно новому закону, пробация в России – дело добровольное, то есть это не вид наказания и не новая мера уголовно-правового характера, а форма помощи, поддержки лицам, попавшим в уголовно-исполнительную систему. Это то, что отличает институт пробации РФ от одноименных институтов в США и некоторых странах Запада. 

В частности, в США пробация по своему содержанию схожа скорее с российским институтом условного осуждения, когда вместо осуждения к лишению свободы суд направляет осужденного на определенный срок под наблюдение чиновника службы пробации, а оставленному на свободе осужденному предъявляются установленные в приговоре требования – например, пройти курс терапии, направленный на снижение агрессии, или курс лечения зависимости, не посещать определённые места. 

В целом само слово «пробация» имеет английские корни и дословно переводится как «испытание», «стажировка». В новой версии российского закона речь все же больше идет об адаптации осужденных.

Каких результатов ждать?

Появление в России института пробации явно указывает, что ранее начатая государством работа по гуманизации уголовно-исполнительной системы продолжается: пробация станет одним из важных элементов этой деятельности.

Эффективность принятого закона будет зависеть от множества факторов. В первую очередь от того, какие корреспондирующие данному закону нормы будут внесены в уже действующее законодательство. На то, чтобы подготовить имеющуюся правовую базу к новым правоотношениям время есть - Закон о пробации вступит в силу только с 1 января 2024 года, а в части положений ст. 19 - 27, 30 - 32 и 34 и положения ст. 28 и 29  в части постпенитенциарной пробации – с 1 января 2025 года.

Также для достижения поставленных задач потребуется достаточное количество квалифицированных кадров. По оценке Минюста, служба пробации потребует порядка 50 тысяч сотрудников с навыками в области социального обслуживания и психологии. С этим могут возникнуть большие проблемы, так как уже сейчас в России констатируется нехватка квалифицированных психологов. 

Судя по пояснительной записке к закону, инициаторы предполагали решать вопрос комплектования уголовно-исполнительных инспекций за счет перераспределения штатной численности между исправительными учреждениями и уголовно-исполнительными инспекциями и подразумевали, что для реализации закона не потребуется увеличения штатной численности. 

Однако, есть большие сомнения, что те специалисты, которые сейчас работают в уголовно-исполнительной системе, смогут полноценно оказывать поддержку в рамках пробации по всем, указанным Законом о пробации направлениям, особенно учитывая индивидуальный характер пробации в России, и тот факт, что данные специалисты уже сейчас имеют значительную нагрузку.  

В финансово-экономическом обосновании к законопроекту инициаторы закона, указали, что реализация его положений не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального и иных бюджетов. В то же время, сложно представить, что привлечение и обучение новых кадров для эффективной работы с осужденными возможно будет произвести совсем без затрат. 

Объективные результаты работы нового института общество сможет увидеть лишь через несколько лет. Основным показателем эффективности должно стать снижение рецидивной преступности.

Нельзя не отметить, что в целях уменьшения криминализации общества важно не только заниматься адаптацией и ресоциализацией бывших заключенных, но и развивать альтернативные методы наказания, не связанные с лишением свободы. 

Одна из таких мер, на которую возлагаются большие гуманистические надежды, – институт судебного штрафа. По данным, озвученным председателем ВС РФ на совещании с делегатами Х Всероссийского съезда судей от судов ЮФО и СКФОВ в минувшем году, уголовное преследование было прекращено судом с назначением судебного штрафа в отношении 11,1 тыс. лиц (по состоянию на сентябрь прошлого года). 

Необходимость такого вида наказания как лишение свободы понятна и объективна, однако его применение, установление срока лишения свободы, должно быть взвешенным, а уголовный закон должен содержать в себе большую диспозитивность в части возможности комбинирования нескольких видов наказания.

Надежда Ткач