«В марте 2023 года правительство продлило мораторий на проведение плановых проверок бизнеса до 2030 года. То есть, большинство компаний и ИП, включенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), могут до 2030 года, как говорится, «спать спокойно». Вместе с тем, количество нарушений правил торговли, эксплуатации оборудования со стороны бизнеса растет, во всяком случае в области общепита и торговли, что приводит к различным происшествиям, к сожалению, часто с трагическими последствиями - погибают ни в чем не повинные люди и самое страшное – дети.

Так ли хорош мораторий, достаточно ли его просто техническое продление или необходима корректировка, дополнительные меры законодательного характера разбирались опрошенные РАПСИ эксперты.


Мораторий

Мораторий на проведение плановых проверок бизнеса был введен постановлением правительства фактически еще 2020 году и далее неоднократно продлевался, в марте его продлили до 2030 года.

Ограничения коснулись плановых мероприятий Роспотребнадзора (РПН), Роскомнадзора, Ростехнадзора, МЧС, Госинспекции труда и других контролирующих органов. Речь идет как о документарных, так и о выездных проверках. При этом правительство установило возможность проведения плановых проверок в отношении объектов контроля, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска причинения вреда, а также опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений II класса опасности. Также постановлением продлена возможность проведения профилактических визитов в отношении образовательных учреждений – школ, детских садов, Установлена возможность проведения обязательного профилактического визита на основании поручений президента или правительства. Стоит отметить, что мораторий не касается налоговых проверок. 

Поддержку бизнеса отменять нельзя

По мнению ряда экспертов, утверждённый формат проверок позволяет обеспечить дальнейшее снижение нагрузки на бизнес, при этом не отменяет контроля со стороны властей. 

«В 2022 году количество проверок в отношении МСП существенно сократилось - проведено 108,6 тысячи проверок (в 2021 году - 305,3 тысячи). Это проверки в рамках закона о госконтроле. Но в статистике не учитываются все виды контроля: не учитываются налоговые проверки, проверки таможни и ряд других. Поэтому точно нельзя сказать, сколько раз в год предприятие сталкивается с контролирующим органом. Взаимодействие идет в рамках запроса документов, профилактических мероприятий. Эффект от моратория – снижение объема собираемых штрафов, снижение административной нагрузки в виде отвлечения предприятия на взаимодействие с контролирующим органов. Минэкономразвития и эксперты оценивают экономию бизнеса от моратория в несколько десятков миллиардов рублей в год», - сообщил агентству РАПСИ исполнительный директор «Опора России» Андрей Шубин.

Мораторий на плановые проверки — очень хорошее решение в непростых для российской экономики условиях, комментирует агентству доцент департамента логистики Финансового университета при правительстве РФ Дарья Швандар.

«Большая часть стратегических объектов — это крупные предприятия, а вот от излишних проверок в основном освободят малый и средний бизнес (МСБ). Это вовсе не означает вседозволенность и безнаказанность, т.к. деятельность МСБ регламентирована и стандартизирована на законодательном и нормативно-правовом уровне, прежде всего, с точки зрения обеспечения безопасности производства и потребления. МСБ играет большую социально-экономическую роль в обществе, поэтому господдержка очень важна и своевременна. Комплексная поддержка МСБ положительно отражается на экономическом развитии страны, а вот излишнее давление всегда приводит к уходу бизнеса в «тень», чего допускать не стоит — вывести его обратно долго, сложно и дорого», - отмечает Швандар.

Как заявил агентству РАПСИ генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич, введение моратория значительно снизило нагрузку на бизнес, в тоже время у государства остается достаточно инструментов контроля.

«Несомненно, введение моратория значительно снизило как административную, так и финансовую нагрузки на бизнес. Мораторий на проверки был введен еще в 2020 году и с учетом положительной практики его применения, а также отсутствием роста нарушений, президент поручил правительству обеспечить переход от проведения всех видов проверок в отношении предпринимателей к проведению в отношении них профилактических мероприятий. Мы видим, что количество проверок кратно снижается, вместо них проводятся профилактические мероприятия. Для предпринимателя смысл профилактики аналогичен проверке — им напомнят какие обязательные требования должны соблюдаться. В чем большой плюс – добросовестные предприниматели примут замечания на заметку и исправятся и при этом будут избавлены от штрафов, зачастую непосильных для них. А если предприниматель не отреагирует на предупреждение, у контрольных органов остается право прийти с внеплановой проверкой», - сказал он.

ЧП не становится меньше

Количество происшествий, связанных с нарушениями закона со стороны бизнеса, за последнее время не только не сократилось, а, как например, в общепите, значительно выросло. 

«На фоне ограничений по контролю отмечается рост эпидемических очагов острых кишечных инфекций, связанных с организацией питания населения. Так, за 8 месяцев текущего года количество очагов и количество пострадавших в них превысило среднемноголетние уровни, регистрируемые в период до пандемии COVID-19 (2010-2019 годы), в 2,6 и 1,5 раза соответственно», - сообщили РАПСИ в РПН. 

Так, например, в начале июня в нескольких регионах России произошли массовые случаи отравления напитком «Мистер Сидр». Экспертиза выявила в этом напитке опасные примеси метанола и этилбутирата. По данным Минздрава РФ, суррогатным напитком отравились 106 человек, 36 из них скончались, в том числе один ребенок. В середине июня в Братске было зафиксировано массовое отравление людей шаурмой. Число пострадавших составило 103 человека. Россельхознадзор по Иркутской области сообщил, что причиной массового отравления сальмонеллой в шаурме в кафе Братска стали наггетсы из просроченного куриного мяса. 30 июня управление РПН по Санкт-Петербургу сообщило, что после посещения ресторана Grand Bianco (ООО «ТК Арсенал трейд») отравились 95 человек, из них – 76 дети. В начале октября более 150 человек, среди которых 126 детей, отравились водопроводной водой в Усть-Джегутинском районе Карачаево-Черкесии из-за изношенного водопровода. И это только наиболее крупные происшествия.

Что же делать - отменять?

В 2022 году, констатирует РПН, число плановых проверок, проводимых территориальными органами ведомства, по сравнению с 2013 годом, сократилось в 2,2 раза, число внеплановых проверок – в 5,2 раза. При этом в 2023 году запланировано проведение всего 26 тысяч проверок в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Наибольшее сокращение числа проверок отмечено в отношении предприятий общепита. 

«Анализ результатов эпидемиологических расследований показывает, что надзорные мероприятия в отношении большинства объектов, нарушения на которых послужили причиной формирования очагов, не проводились в связи с мораторием. Характер наиболее часто встречающихся нарушений на предприятиях общественного питания, приводящих к вспышкам, например, соблюдение технологических процессов можно проконтролировать только в рамках контрольных мероприятий», - отмечают в ведомстве.

Участившиеся случаи массовых отравлений граждан послужили поводом заговорить о том, правильно ли было снижать контроль за деятельностью бизнеса?

В июне некоторые общественники, эксперты, законодатели выступили за отмену или частичное снятие моратория на проверки бизнеса общепита. Толчком для появления инициативы послужило массовое отравление россиян алкогольной продукцией «Мистер Сидр».

Например, как написала зампредседателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова в telegram-канале, назрела необходимость вывести из-под действия моратория предприятия, связанные с производством спиртосодержащей продукции.

«Правительство продлило мораторий на проверки бизнеса, который сегодня не дает права государству контролировать качество продукции предпринимателей. Надо вывести из-под действия данного моратория предприятия, связанные с производством спиртосодержащей продукции…. Также, на наш взгляд, решением может быть введение госмонополии на производство и оборот спирта. Только так мы можем гарантировать соблюдение технологий производства алкогольной продукции...», – сообщала она.

Решение об отмене проверок также раскритиковал зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный. Он считает, что именно мораторий привел к массовому отравлению суррогатным алкоголем.

«Фактическое отсутствие проверок и госконтроля в соответствии с постановлением правительства РФ №336 по потенциально опасным направлениям бизнеса рано или поздно должно было привести к трагедии, произошедшей в Димитровграде…. Не верю, что по этому поводу не было жалоб и обращений. Мораторий на проверки бизнеса, если речь идёт о возможном риске для здоровья граждан или причинении значительного ущерба окружающей среде должен быть отменен!» - сообщал Куринный в соцсетях. 

Группа депутатов Госдумы в начале октября внесла в ГД законопроект, в котором предлагается увеличить штрафы за незаконное производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции в 10 раз. Правительство не поддержало инициативу, ссылаясь, в частности, на отсутствие детального анализа статистических данных и материалов правоприменительной практики. Законопроект направлен в Комитет по госстроительству и законодательству Госдумы.

Председатель Союза потребителей России (СПРФ) Петр Шелищ считает, что для общепита, поскольку основные системные риски для потребителей в этой сфере связаны с санитарией, необходимо ввести публичное номинирование органом власти конкурирующих бизнесов по понятным и доказуемым критериям, которое можно оспорить в суде. Об этом он сообщил на коллегии Роспотребнадзора в июле этого года.

Как положительный пример Шелищ привел опыт Нью-Йорка, где гигиена в ресторанах обозначается буквами А, B или С, указанными на окнах. «Каждый ресторан получает баллы в зависимости от количества нарушений. Чем ниже бал, тем выше уровень гигиены. Рестораны с баллами между 0 и 13 получают уровень A, ресторанам с баллами от 14 до 27 присваивается уровень B. Наконец, рестораны с количеством баллов от 28 получают уровень C. Если на окне не вывешена оценка, это значит, что ресторан еще не проходил инспекцию», - сказал он.

Кроме того, по его мнению, очень полезным в целях профилактики мог бы стать самоконтроль со стороны бизнеса.

«В области защиты прав потребителей основным методом профилактики было определено проведение контролируемыми лицами самостоятельного обследования своей способности не допускать нарушений. СПРФ предлагал ведущим отраслевым ассоциациям участников рынка и крупнейшим компаниям свое сотрудничество в организации и проведении самообследований. В декабре 2021 года Консультативный совет РПН рекомендовал компаниям, работающим на потребительском рынке, создавать корпоративные программы профилактики нарушений на основе самообследования, привлекая к участию в такой работе общественные объединения потребителей. Это помогло бы им улучшить отношения с потребителями своих товаров и услуг и получить репутационное преимущество. Однако до сих пор ни одна компания даже не попыталась пойти по такому пути», - сообщал глава союза. 

Роспотребнадзор с пессимизмом относится к этой идее. «В условиях моратория на проверки, когда у компаний на потребительском рынке практически отсутствуют риски привлечения к ответственности за нарушение прав граждан, бизнес не заинтересован в развитии механизмов профилактики, в том числе, с привлечением общественных объединений потребителей», - констатируют в ведомстве.

Корректировка

Власти тем не менее реагируют и вводят различные точечные меры регулирования. Например, 21 октября вступило в силу постановление (от 10 октября 2023 г. №1659), уточняющее особенности оценки соблюдения обязательных требований закона к розничной реализации алкогольных напитков, кальянов, табачной и никотинсодержащей продукции.

До 1 января 2025 года профильные ведомства будут оценивать соблюдение требований законодательства не только посредством внеплановых контрольных мероприятий, но и путем выездных проверок.

В общем и целом, никто не оспаривает введение и продление моратория. Добропорядочному бизнесу, безусловно, это на пользу – экономия времени и средств, никто зазря «не мотает нервы», дополнительные возможности развития с соблюдение всех норм и правил. В тоже время недобросовестные предприниматели воспринимают его как индульгенцию на противоправную деятельность, создает иллюзию безнаказанности. Поэтому, возможно, выход один – создание некого баланса. С одной стороны, продолжать помощь бизнесу, с другой – необходимы избирательные действия властей, в защиту потребителей от «дельцов от экономики», включая существующие возможности регуляторов, совершенствование законодательной базы.

Андрей Пискунов