Российскую судебную систему часто упрекают в обвинительном уклоне, припоминая ей чрезвычайно низкое количество оправдательных приговоров. О причинах такой неутешительной для российских судов статистики в очередном выпуске авторской программы Виталия Ушканова "Право знать" рассуждает заместитель председателя Московского городского суда Дмитрий Фомин.
По словам Фомина, говоря о низком проценте оправдательных приговоров в судах, не стоит забывать о том, что система предварительного следствия, существующая в России, предполагает наличие так называемых процессуальных фильтров, работающих еще до попадания дела в суд. "Это и проверка прокурором основательности возбуждения уголовного дела - такого, кстати, нет даже во многих странах с континентальной системой права. Далее следователь, как лицо процессуально самостоятельное, проверяет все полученные доказательства, думая о том, согласится ли в итоге суд с его мнением, выраженным в обвинительном заключении - достаточно часто дела прекращаются на этом этапе", - говорит Фомин.
"Еще один этап - руководитель следственного органа, который также является самостоятельной фигурой - он может принять решение о том, чтобы не передавать то или иное дело в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения. Далее - прокурор. То есть, в итоге, мы имеем четырех профессиональных юристов, которые должны сойтись во мнении, что есть нормальные доказательства и они соответствуют судебной практике, и что будет обвинительный приговор, только тогда материалы дела направляются в суд. Судьи, разумеется, могут не соглашаться с обвинительным заключением. Но тем не менее, после четырех юристов, для которых любой оправдательный приговор - это минус в работе, надеться на то, что доля оправдательных приговоров будет высока, довольно сложно", - заключает Фомин.