МОСКВА, 17 янв – РАПСИ, Евгения Соколова. Бывший командир батальона "Север" Алибек Делимханов, проходящий в качестве свидетеля по делу об убийстве политика Бориса Немцова, заявил, что не направлял своих подчиненных в командировки в Москву, передаёт во вторник корреспондент РАПСИ из зала Московского окружного военного суда.
В начале допроса Делимханов подтвердил, что подсудимый Заур Дадаев являлся его подчинённым; с остальными подсудимыми, как выяснилось, свидетель не знаком. На вопрос адвоката Вадима Прохорова, представляющего интересы потерпевшей стороны, о том, направлялись ли его подчинённые в командировки в Москву, Делимханов ответил отрицательно. Однако экс-командир батальона "Север" не исключил возможность командировок в соседние республики в связи с проводившимися военными спецоперациями.
Защитник Прохоров также отметил наличие в материалах дела документа, датированного 28 февраля 2015 года и содержащего информацию о том, что в указанный день Дадаев прибыл в столицу. Сам свидетель указал суду на отсутствие его подписи в данном документе.
Далее Делимханов отметил, что не знает о причинах увольнения Дадаева со службы.
Как выяснилось в ходе заседания, Дадаев ранее заявил о том, что был уволен 1 марта 2015 года, а 2 марта этого же года сам отстреливал табельное оружие. В связи с этим, сторона гособвинения направила запрос в Федеральную службу войск национальной гвардии РФ с просьбой разъяснить порядок сдачи табельного оружия военнослужащими и указать, какими нормативно-правовыми документами закреплена эта процедура. По данным документа, Дадаев был уволен 28 февраля 2015 года, а одно из оружий было им сдано ещё 27 января 2015 года. Остальное оружие, по данным документа, отстреливалось 20 сентября и 4 октября 2015 года. И, как отметила прокурор, документ запрещает отстреливать табельное оружие непосредственно самими военнослужащими.
На вопрос стороны защиты о том, обязан ли сдать военнослужащий табельное оружие при увольнении, свидетель ответил положительно. По его словам, в штабе есть специальный сотрудник, занимающийся приёмом оружия.
Также Делимханов отметил, что ему не известно о причинах и обстоятельствах убийства Немцова.
Как ранее рассказал РАПСИ адвокат Прохоров, сторона потерпевших считает необходимым тщательно проверить и допросить командира "Севера" и его брата депутата Государственной Думы Адама Делимханова на предмет причастности к организации данного убийства.
На скамье подсудимых Дадаев, служивший в батальоне "Север", Шадид Губашев, Анзор Губашев, Темирлан Эскерханов и Хамзат Бахаев, обвиняемые в совершении убийства по найму в составе организованной группы и незаконном приобретении, ношении, перевозке и хранении огнестрельного оружия.
По версии следствия, в конце сентября 2014 года Руслан Мухудинов и иные лица предложили Беслану Шаванову, Дадаеву, Анзору и Шадиду Губашевым, Бахаеву и Эскерханову за денежное вознаграждение в сумме не менее 15 миллионов рублей совершить убийство Немцова. Перечисленные лица согласились с предложенными условиями и, объединившись в организованную группу, начали планирование преступления.
Следствие утверждает, что участники группы тщательно готовились к совершению убийства: изучали образ жизни Немцова, места его проживания и частого пребывания, вели скрытое наблюдение за ним и, исходя из этого, выбирали способ и место нападения, необходимое соответствующие оружие, транспорт, средства связи, определяли способы и маршруты отхода с места преступления.
Следствие полагает, что примерно в 21 час 27 февраля 2015 года, когда Немцов на автомобиле направлялся к ГУМу, члены организованной группы проследовали за ним и продолжили слежку. После того, как Немцов со своей знакомой покинули здание универмага и пошли в сторону дома, Шаванов и Губашев дали сигнал Дадаеву о наличии подходящих условий для совершения убийства потерпевшего и о маршруте его движения. Примерно в 23 часа 31 минуту Дадаев, следуя за Немцовым и его спутницей по пешеходной дорожке Большого Москворецкого моста, из имевшегося у него оружия произвел не менее 6 выстрелов в Немцова. От полученных ранений он скончался на месте.
В момент совершения преступления Анзор Губашев и Шаванов, находясь в автомобиле, контролировали прилегающую к месту убийства территорию с целью своевременного предупреждения о возникновении для них опасности, в том числе о неожиданном появлении сотрудников правоохранительных органов, установило следствие.
Уголовное преследование Шаванова в ноябре 2015 года прекращено по нереабилитирующим основаниям в связи с его смертью при самоподрыве в ходе задержания в городе Грозном.
Расследование выделенного в отдельное производство уголовного дела в отношении заказчика и организатора убийства Мухудинова, находящегося с ноября 2015 года в международном розыске, а также в отношении иных неустановленных лиц продолжается.