МОСКВА, 10 авг — РАПСИ. Журналистское удостоверение, как и любое другое, не может быть оправданием для избежания ответственности за содеянное преступление, таким образом прокомментировали адвокаты приговор столичного суда по делу о незаконном референдуме в отношении участников Инициативной группы "За ответственную власть", в числе которых сотрудник РБК Александр Соколов.
В четверг Тверской районный суд Москвы признал Соколова, а также гражданских активистов Кирилла Барабаша, Валерия Парфенова и публициста Юрия Мухина виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации). Соколову назначено наказание в виде 3,5 лет лишения свободы, Барабаш и Парфенов получили по 4 года. Все осужденные будут отбывать наказание в колонии общего режима. Мухин приговорен к 4 годам лишения свободы условно с назначением испытательного срока в 4 года. Согласно приговору, Барабаш также лишен воинского звания подполковника.
Адвокат Дмитрий Аграновский выразил мнение о размытости понятия "экстремизм" и "экстремистская деятельность" в России. По его словам, приговор Тверского суда Москвы несколько жесток, так как, по убеждению защитника, фигуранты дела не совершили общественно опасных деяний с реальными последствиями. Но, как добавил Аграновский, конечно, ни журналистское, ни депутатское, ни судейское, ни адвокатское удостоверение не могут быть оправданием для избежания ответственности за содеянное преступление.
"Все перед законом равны", — напомнил адвокат.
Юрист и заместитель председателя Правления Ассоциации юристов России (АЮР) Денис Паньшин придерживается аналогичного мнения. "В принципе-то журналистская деятельность не распространяется на такие случаи, так как перед законом все равны, и журналисты не являются каким-то исключением. Так что мое мнение сводится к тому, что суд вынес правосудное решение с точки зрения субъектности и неотвратимости наказания, так как вне зависимости от того, являешься ли ты журналистом или представителем какой-то другой профессии, в процессуальном плане это не должно влиять на решение суда", — уверен Паньшин.
Без индульгенции
Приговор суда не удивил и адвоката Александра Глушенкова:
"Безусловно, журналистская профессия не является оправданием или каким-то таким фактором, который освобождает от ответственности. Статья, которую им вменяли, общая и не говорит об ограничениях, которым могут подвергнуться люди определенных профессий", — сказал он.
Адвокат Сталина Гуревич в свою очередь выразила мысль о том, что профессия журналиста не даёт индульгенции на распространение экстремистских материалов и организацию экстремистского сообщества. По мнению защитника, напротив, журналист тем более должен осознавать ответственность за распространение какой бы то ни было информации, которая ни в коем случае не может являться пропагандой.