Тверской районный суд Москвы признал четырех участников Инициативной группы по проведению референдума «За ответственную власть» (ИГПР ЗОВ) виновными в организации деятельности экстремистского сообщества. В их числе к трем с половиной годам колонии приговорен журналист РБК Александр Соколов.
Соколов, как и гражданские активисты Кирилл Барабаш, Валерий Парфенов и публицист Юрий Мухин совершил действия, образующие состав преступления, предусмотренного статьей 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации). Ранее гособвинитель просил суд приговорить Соколова, Барабаша и Парфенова к 4 годам колонии общего режима, Мухина — к 4,5 годам колонии общего режима.
На протяжении всего судебного процесса некоторые СМИ связывали, вслед за Соколовым, преследование с его журналистской деятельностью. РАПСИ попробовало разобраться, насколько эта версия соответствует действительности.
В чем обвиняют
Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации», обнаружив, что ИГПР «ЗОВ», членами которой признают себя обвиняемые, продолжила деятельность запрещенной «Армии воли народа» (АВН).
Некоторые гражданские активисты и медиа придерживались версии, будто реальная причина предъявления обвинения Соколову заключается в содержании его кандидатской диссертации «Влияние рентоориентированного поведения на инвестиции российских государственных корпораций», которую он распространял в том числе в оппозиционных кругах. В ней Соколов попробовал описать финансовые схемы влиятельных госкорпораций: «Олимпстроя», «Росатома», «Роснано» и др.
Соколов, как и другие обвиняемые, отрицает свою вину в организации деятельности экстремистского сообщества. Все обвиняемые отметили, что суть обвинительного заключения «размыта и не понятна». Они признают, что являлись участниками ИГПР «ЗОВ», но «межрегиональное общественное движение «За ответственную власть» (МОД ЗОВ) было организовано за три года до закрытия АВН, а создавать инициативную группу по проведению референдума оно начало ещё в 2010 году», — утверждает лидер организации Мухин.
Следователь Наталья Талаева сформулировала суть экстремистской деятельности ИГПР «ЗОВ» и, в частности, Александра Соколова следующим образом:
«Создание инициативных групп по проведению референдума «За ответственную власть»; последующее проведение референдума с целью внести изменения в Конституцию РФ об ответственности высших органов власти перед народом; пропаганда идеи принятия закона «Об оценке деятельности Президента и членов Федерального собрания РФ народом России», при этом осознавая, что истинная цель состоит в «расшатывании» политической обстановки в РФ в сторону нестабильности; а также смена существующей власти нелегальным путем», — говорится в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Референдум
Главное требование ИГРП — проведение референдума о внесении поправок в Конституцию и принятие закона «За ответственную власть». Суть предлагаемых изменений — деятельность всех должностных лиц, включая президента, должна оцениваться народом: за плохую работу чиновников наказывают, за хорошую поощряют. За принятие этого закона Мухин боролся без особых успехов примерно с 1997 года.
По закону для проведения референдума нужно создать группы в большей части регионов. Пункт 2 статьи 15 закона «О референдуме» гласит: «Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума должно входить не менее 100 участников референдума».
«Наша инициативная группа смогла создать отделения только в 20 регионах страны… мы не добирали по численности, поэтому не могли официально зарегистрироваться», — утверждал участник ИГРП Парфенов. Согласно материалам дела, в «ЗОВе» состояло около 100 человек, тогда как для организации референдума нужна инициативная группа численностью не менее 20 тысяч человек.
Соответственно, по закону они не имели права требовать референдума. В то же время ни одно требование ИГРП, которые организация хотела вынести на референдум, не подпадает под 9 пунктов, перечисленных в 5 статье закона «О референдуме», где сказано, какие вопросы не могут выноситься на всенародное голосование.
С другой стороны, в распространяемой ИГРП листовке прямо указано, что альтернативой референдуму участники группы видят борьбу с теми, кто мешал бы исполнению закона об ответственности властей, используя некие силовые методы.
Что такое АВН?
Главным основанием для обвинения в экстремизме Соколова и других участников процесса является подозрение в связи их деятельности с запрещенной в России общественной организации «Армия воли народа». С 1997 по 2011 годы она выступала за принятие законодательных актов, устанавливающих прямую ответственность президента и Федерального Собрания России за их деятельность.
Перед тем как АВН была запрещена, состоялось несколько судебных процессов о признании экстремистскими распространяемых ею материалов. Так, в феврале 2008-го Адлерский районный суд Краснодарского края признал преступной содержание листовки «Ты избрал — тебе судить!». При этом, вероятно, сбор голосов и сам референдум «бойцы» собирались провести в обход существующих легальных процедур.
В результате в Мосгорсуде пришли к убеждению, что «заявленная АВН цель — проведение общероссийского референдума — носит лишь декларативный характер, не приводящий к ее реализации, что позволяет данному объединению проводить свою экстремистскую деятельность с конспиративных позиций, под прикрытием в том числе и заявленной цели».
Прокуратура пришла к выводу, что АВН призывала к «насильственному изменению» конституционного строя Российской Федерации. Прокурор Москвы Юрий Семин заявил, что призывы проводить голосование после истечения срока полномочий президента, и в случае, если большинство населения оказывалось недовольным его действиями, то бывшего главу государства предлагалось отправлять в тюрьму на тот срок, в течение которого он правил, являются призывом к насильственному свержению власти и экстремизмом.
Судебная коллегия Верховного суда РФ 22 февраля 2011 года оставила в силе решение Мосгорсуда от 19 октября 2010 года о запрете организации.
Претензии к ИГРП «ЗОВ»
В поле зрения правоохранительных органов «Инициативная группа по проведению референдума «За ответственную власть!» попала за год до того, как были арестованы первые ее участники. Интерес правоохранительных органов в июне 2014 года вызвал размещенный в интернете ролик с выступлением активиста Кирилла Барабаша. После этого сотрудник правоохранителей был внедрен в ряды инициативной группы.
Следствие предоставило доказательства, что под маской ИГРП скрывалась АВН. Активисты последней формально переименовались в инициативную группу и продолжили заниматься тем же, чем и до запрета. Например, выкладывали видеозаписи своих выступлений на акциях в интернете.
В нескольких таких речах эксперты впоследствии нашли признаки возбуждения ненависти к представителям власти и правоохранительных органов. В 2015 году была проведена экспертиза.
Сотрудники МГЮА им. Кутафина доктор философских наук Л.А. Демина, кандидат философских наук М.Ш. Гунибский, доктор философских наук В.Н. Ксенофонтов и доктор философских наук Ю.А. Чернавин постановили: «Представители власти, в том числе сотрудники правоохранительных органов, чиновники, министры, Президент Российской Федерации, относятся к социальной группе. Это профессиональная социальная группа — государственные служащие».
Тем самым экспертиза признала разжигание в роликах активистов «ЗОВ» ненависти к социальной группе чиновники и полиция.
Характер отношений ИГРП «ЗОВ» к АВН
Из материалов дела ясно, что вывод о преемственности ИГРП по отношению к АВН сделан в первую очередь на основании того, что у организаций примерно совпадал состав участников. Также была проведена экспертиза, которая пришла к выводу, что у «ЗОВа» и «Армии воли народа» схожа символика.
Надо заметить, что простейшее сличение сайтов ИГПР и АВН позволяет найти гораздо более однозначные причины для признания их одной организацией. Например, частично совпадает текст в базовых разделах: «О нас» на сайте ИГПР «ЗОВ» и на странице «Что такое АВН?» сайта «Армии воли народа».
Абзац, в котором обосновывается идея о введении уголовной ответственности за плохое руководство страной:
«Водитель автобуса за свои ошибки, повлекшие гибель или травмы пассажиров, будет наказан — посажен в тюрьму. Заранее предусмотрены для этого соответствующие статьи в Уголовном кодексе. Руководителей Чернобыльской АЭС после аварии посадили на 10 лет. И статьи за халатность для таких руководителей в Уголовном кодексе также предусмотрены заранее».
Подозрения следователей, что ИГРП и АВН преследуют одну и ту же цель, подтверждает содержание соответствующего раздела на их сайтах.
«Цель Армии Воли Народа... сделать и Президента РФ, и депутатов, и сенаторов ответственными людьми. То есть предусмотреть для них в законах России заранее оговоренное наказание за плохое управление страной».
«Цель инициативной группы по проведению референдума «За ответственную власть» (ИГПР «ЗОВ») – сделать и президента РФ, и депутатов с сенаторами (законодателей) ответственными перед народом (населением и будущими поколениями), закрепить для них в законах России заранее оговорённое неотвратимое наказание за ухудшение жизни народа».
Наконец, в описании стратегии действий ИГРП на их сайте прямо указано, что они являются продолжателями дела АВН: «Такая организация в России существует с 1996 года и задумана она как передовой отряд, который даст возможность народу выразить свою волю всенародным голосованием. Этот отряд свяжет отдельные волеизъявления в единую волю и донесет ее и до Центризбиркома, и до Президента, чтобы те назначили референдум. Суть этого отряда – быть связным, и поэтому он называется Армия связных воли народа, или просто Армия воли народа. Армия, потому что люди в ней должны служить народу».
В чем состоит экстремизм ИГРП?
Является ли деятельность ИГРП действительно экстремистской или это голословное обвинение с целью посадить оппозиционных активистов? Чтобы избежать субъективности, ограничимся только цитатами из программных текстов на сайте ИГРП «ЗОВ».
«Вам следует: составить списки Ваших связей и… описанием всех имеющихся ресурсов (мощностей, запасов, помещений, транспорта, средств связи, средств тиражирования информации, аварийных источников электропитания, источников питьевой воды, зарегистрированного и не требующего регистрации оружия и боеприпасов, кадрового и идейного резерва и т.д.)»
«Но при самоорганизации мы всегда сумеем выявить и устранить возможных вредителей, предателей и даже дать отпор силовому воздействию».
«…задачей сегодняшнего дня является сбор под знамена такой организации умных и мужественных граждан России. Изначально они нужны для сбора 2 млн. подписей в поддержку референдума и проведения агитации. Но поскольку вариант недопущения референдума является более вероятным (эта фраза частично подтверждает версию следствия, что подготовка к референдуму не рассматривалась членами ИГРП всерьез и была лишь формальным прикрытием для иной деятельности – прим. РАПСИ), этим людям придется организовывать защиту конституционного права народа России выражать свою волю».
«Нужно помнить, что власть проистекает от подчиненного, от его согласия подчиняться. Если народ демонстрирует отказ подчиняться и выходит на законную акцию мирного протеста, то это ставит под сомнение легитимность правительства. В такой ситуации у властей есть три варианта действий: удовлетворить требования, игнорировать или подавить выступления народа с помощью силовых структур. Игнорировать массовые выступления невозможно в силу того, что они парализуют экономическую и коммерческую деятельность в стране. (…) Ненасильственное сопротивление – это народное оружие, способов защиты против которого не выработано, в отличие от методов 25 октября 1917 года».
И, наконец, на главной листовке ИГПР крупными буквами указана задача: «Готовность применить законную силу при любых попытках преступников не допустить волеизъявления народа на референдуме».
Роль диссертации в обвинении Соколова
Однако, Соколов считает, что уголовное преследование связано с его профессиональной деятельностью. На допросе он рассказал, что оперативники, проводившие у него первый обыск, «дали прямо понять, что мотивами этих действий является его диссертационное исследование коррупционных потерь государства» при реализации проектов госкорпораций «Роснано», «Ростех», «Олимпстрой» и «Росатом».
Действительно, первый обыск прошел у репортера РБК за несколько дней до заседания комиссии, на котором должна была рассматриваться кандидатская диссертация по теме «Влияние рентоориентированного поведения на инвестиции российских государственных корпораций». Соколов защитил ее в Центральном экономико-математическом институте РАН.
В интервью «Новой газете» Соколов так описал основную тему диссертации: «Рентоориентирование – это стремление к личной наживе любым путем. Это модель инсайдерского контроля, то есть неформального контроля в госкорпорациях. По сути, речь идет о том, что в России за счет тех реформ, которые были проведены, сложилась модель управления, в которой доминируют крупные инсайдеры, реально контролирующие бизнес… «контролером» может быть какой-нибудь чиновник, который скрыт, которого не видно из-за цепочки офшорных или фиктивных фирм».
Следует заметить, что результаты расследований Соколова получили развитие не только в политической деятельности оппозиции, но и были приняты к работе профильными органами. В частности, они были переданы в Счетную палату и Федеральную антимонопольную службу. Обнаруженные Соколовым факты позднее подтвердила Счетная палата: в декабре 2015 года в ведомстве заявили о выявленных «финансовых нарушениях» на сумму близкую к той, что называл журналист, — 93 млрд руб. Соколов также работал еще над несколькими антикоррупционными темами, но, оказавшись под стражей, не смог довести начатое до конца.
Роль Соколова в деятельности ИГРП
Основным доказательством, предоставленном в материалах дела, причастности Соколова к деятельности ИГПР ЗОВ стал домен igpr.ru, на котором публиковались новости незарегистрированной организации. Соколов зарегистрировал сайт ИГРП «ЗОВ» на свой домашний адрес и был его администратором. «Таким образом, Соколов организовал в интернете деятельность по пропаганде идей ИГПР ЗОВ и привлечению новых сторонников», — говорится в постановлении.
Впрочем, адвокат Соколова утверждает, что факт регистрации доменного имя сайта ИГПР ЗОВ на журналиста не является доказательством того, что он делал на нем какие-либо публикации. «Доступ к администрированию сайта был у многих, а Александр последние два года писал диссертацию о коррупции в госкорпорациях и вел журналистские расследования», — сказала адвокат Ольга Чавдар «Коммерсанту».
При этом сам журналист не скрывает, что является активистом ИГПР и разделяет идею о необходимости ввести ответственность для «антинародной» власти. В частности, 18 марта 2014 года в интервью «Новой газете» Соколов рассказал принцип работы механизма оценки власти с помощью референдума, который он поддерживает: «Каждый избиратель на выборах получает дополнительный бюллетень вместе с бюллетенем нового состава. Если большинство населения скажет, что президент правил хорошо и жизнь народа улучшилась, то президент и депутаты достойны поощрения, почестей. Например, неприкосновенность, ордена какие-нибудь специальные, награды, пожизненная пенсия. Если большинство голосует за наказание, то президент и депутаты отправляются в тюрьму — на срок пребывания их у власти. Мы должны создать механизм неотвратимой ответственности власти за результаты работы. Вот когда такой механизм будет, тогда чиновник будет служить народу, потому что иначе придется сидеть в тюрьме».
Таким образом, Соколов фактически признал, что разделяет основные пункты идеологии ИГРП, администратором сайта которой он являлся.
Валерий Ермолов