Басманный суд Москвы 11 августа рассмотрит пятое дело против известного музыкального критика Артемия Троицкого - с иском о защите чести и достоинства, ответчиком по которому выступает Троицкий, обратился глава благотворительного фонда "Федерация" Владимир Киселев, сообщила агентству РАПСИ представитель суда.
Московские суды уже рассматривают четыре дела в отношении Троицкого: два гражданских иска от бывшего майора ГИБДД Николая Хованского и экс-солиста группы "Агата Кристи" Вадима Самойлова, а также два уголовных дела в порядке частного обвинения, где заявителями также выступают Хованский и Самойлов.
Благотворительный фонд "Федерация" "прославился" концертом в Санкт-Петербурге в конце прошлого года, в котором принял участие и даже спел и сыграл на рояле премьер-министр России Владимир Путин. Но в марте этого года мать больной раком девочки Ольга Кузнецова опубликовала открытое письмо, заявив, что не получила обещанных денег. Оказалось, что деньги не поступили и в некоторые больницы, которым обещал помочь фонд. После скандала деньги на счета больниц все-таки поступили.
"Басманный суд 11 августа проведет предварительные слушания по гражданскому делу Киселев против Троицкого", - сообщила представитель суда, не уточнив сумму исковых претензий главы фонда "Федерация".
"Дорогу колесницам"
Таким образм, в настоящее время в производстве московских судов уже находятся пять дел, по трем из которых Троицкий является ответчиком, а еще по двум - обвиняемым в клевете и оскорблении.
В рамках первого дела майор ГИБДД в отставке Николай Хованский просит суд защитить его честь и достоинство. Хованский первым публично назвал виновной в ДТП на Ленинском проспекте с участием машины вице-президента ЛУКОЙЛа Анатолия Баркова погибшую в нем акушера-гинеколога Ольгу Александрину.
Проведенное в дальнейшем следствие пришло к аналогичному выводу, и уголовное дело закрыли. В свою очередь Конституционный суд (КС) РФ признал закрытие дела незаконным и обязал следственные органы провести расследование по требованию отца Александриной до конца и передать дело в суд.
В связи с заявлением Хованского по делу о ДТП на Ленинском проспекте на концерте группы ДДТ в ноябре 2010 года ему была присуждена антипремия в номинации "Дорогу колесницам". Вручал премию Троицкий, который назвал Хованского и других номинантов антипремии "погаными ментами№. Это стало поводом для судебного разбирательства.
Изначально Хованский требовал взыскать с критика 500 тысяч рублей, однако Гагаринский суд, частично удовлетворив иск бывшего майора, постановил взыскать с Троицкого 130 тысяч рублей. Позднее Мосгорсуд признал порочащими честь майора прозвучавшие на концерте ДДТ заявления музыкального критика, но отменил решение о взыскании с Троицкого денежных средств, направив иск в данной части на новое рассмотрение в районный суд. Повторное заседание по этому делу назначено на 28 июля.
Хованский также обратился в мировой участок 349 Савеловского района Москвы, посчитав, что высказывание Троицкого не только порочит его честь, но также является и оскорблением. По заявлению Хованского суд возбудил уголовное дело в отношении критика, рассмотрение которого приостановлено до 24 августа, когда суд рассчитывает получить данные лингвистической экспертизы.
"Дрессированный пудель"
Параллельно с судебной тяжбой с Хованским Троицкий оказался ответчиком и обвиняемым по заявлениям бывшего участника рок-группы "Агата Кристи" Вадима Самойлова. Основанием для обращения в суды стало высказывание Троицкого о Самойлове в программе "Репортерские истории", транслировавшейся на телеканале РЕН 15 января 2010 года. В эфире критик нелестно отозвался о роли Самойлова в современном шоу-бизнесе и назвал его "дрессированным пуделем".
В рамках гражданского иска Самойлова к Троицкому о защите чести и достоинства Гагаринский суд Москвы назначил лингвистическую экспертизу, задача которой - определить, было ли высказывание критика утверждением и несло ли оно порочащий характер.
Параллельно в мировом участке 363 Хамовнического района рассматривается уголовное дело в рамках частного обвинения Самойловым Троицкого в публичном оскорблении (часть 2 статьи 130 УК РФ). На последнем заседании судья Карина Морозова направила в Гостелерадиофонд запрос на получение видеозаписи выступления критика. Следующее заседание по делу назначено на 1 августа.
На литературном русском
Троицкий ни по одному из пунктов виновным себя не считает, полагая свои высказывание в отношении и Самойлова и Хованского допустимой для журналиста критикой. Он также находит действия своих оппонентов "безнравственными". По его мнению, под эту оценку подпадают их обращения по одним фактам в гражданский и уголовный суд.
Отвечая на этот упрек, Хованский заявил, что обратиться с заявлением о возбуждении уголовного дела его вынудили жесткие заявления критика, отказывавшегося считать себя виновным после решения суда по гражданскому иску.
Самойлов же в суде заявил, что высказывание Троицкого он расценил как клевету, не имеющую отношения к критике. Отвечая на обвинение в "безнравственности", музыкант сказал, что обращение с гражданским иском и заявлением о возбуждении уголовного дела предусмотрено законом и не может порицаться.
Троицкий в ходе судебных слушаний отстаивает свою позицию, согласно которой он как журналист и публичная персона имеет право на критику. Адвокат Троицкого Вадим Прохоров подчеркивает, что в оспариваемых высказываниях его доверителя не звучали бранные слова, а выражения "дрессированный пудель" и "поганый мент" являются метафорами и литературными выражениями.
"Прописать" нахалу
Самойлов в пояснениях суду заявил, что главным критерием оскорбления для него является то, заслуживало ли высказывание, будь оно сделано глаза в глаза, а не публично, "удара по лицу". По мнению Самойлова, услышь он от Троицкого сравнение с "дрессированным пуделем" лично, то применил бы к критику физическую силу.
С такой жизненной позицией согласен и сам Троицкий. В интервью агентству РАПСИ он рассказал, как "отметелил" в одном из ночных клубов столицы журналиста, который назвал его "Геббельсом рок-пропаганды".
"Я ему позвонил и сказал: "За Геббельса ответишь!" Потом нашел его, и отметелил его. Причем он потом, вытирая физиономию, сказал, что заявит в милицию, на что я ему тут же сказал: "А я - на тебя в суд за Геббельса!", - рассказал Троицкий.
Критик также привел еще один "вопиющий" эпизод из своей биографии, в ходе которого некий фотограф "подловил" его за "шведским столом" с канапе в разинутом рту. "Я ему просто тут же выписал! Потому что это наглость. Я считаю, что надо с ними разбираться просто по-человечески, то есть примерно так, как разбираюсь с ними я", - подчеркнул Троицкий.
То, как с ним "разбираются" оппоненты - Хованский, Самойлов и Киселев - Троицкий считает "аморальным". Критик заявил агентству РАПСИ, что рассматривает суд как "высокий институт, призванный решать серьезные проблемы общества". По мнению Троицкого, иски против него не являются значимым для общества явлением, так как призваны защищать интересы отдельных обиженных личностей, но не решать проблемы общественной жизни.