МОСКВА, 23 сен - РИА Новости. Госдума готова вернуться к обсуждению реформы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге, но ратификация 14-ого протокола, который вносит изменения в работу суда, возможна только при его доработке с учетом позиции РФ. Об этом говорится в заявлении нижней палаты парламента, которое депутаты приняли в среду.

Без подписи России документ, требующий консенсуса, не может вступить в силу и не может начаться реформа ЕСПЧ, задыхающегося под тяжестью дел, число которых растет с каждым годом. Из 47 стран наша страна единственная не поддержала документ.

Представитель государства-ответчика

Госдума относит к числу проблемных статью 8 Протокола, согласно которой комитет из трех судей ЕСПЧ наделяется правом выносить постановления без обязательного включения в состав комитета судьи от государства-ответчика.

"Данное положение, по мнению Госдумы, может поставить под угрозу справедливость и обоснованность выносимых Европейским судом постановлений, которые вследствие неучастия в соответствующем комитете судьи от государства-ответчика могут быть приняты без всестороннего учета особенностей правовой системы этого государства", - отмечается в документе.

Вмешательство в национальное расследование

Обеспокоенность депутатов вызывает и положение статьи 14 Протокола, наделяющее ЕСПЧ правом осуществлять расследование до решения вопроса о приемлемости жалобы.

"Использование Европейским судом по правам человека такого права до того, как он, в частности, удостоверится в исчерпании внутренних средств правовой защиты, чревато вмешательством в национальное расследование по делу и даже его подменой", - замечают в Госдуме.

По мнению парламентариев, это едва ли может считаться приемлемым в силу того, что роль Европейского суда по правам человека по отношению к национальному правосудию является субсидиарной.

Наряду с этим вызывают вопросы и положения статей 10 и 16 Протокола, которые предполагают, что ЕСПЧ в определенных случаях получит возможность посредством разъяснений и заключений по запросам Комитета министров Совета Европы решать, каким образом государству надлежит выполнять постановления Европейского суда по правам человека, что также вступает в противоречие с субсидиарной ролью ЕСПЧ.

Готовность к диалогу

Парламентарии отмечают, что свою позицию они высказывают в связи с усилением необоснованной критики позиции Госдумы по вопросу ратификации протокола 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также из-за озабоченности государств - членов Совета Европы перспективами вступления протокола в силу полностью.

"Депутаты Госдумы уверены, что их позиция будет с пониманием воспринята государствами - участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод и соответствующими структурами Совета Европы и что взаимоприемлемые решения будут найдены в ходе консультаций с партнерами", - говорится в проекте заявления.

В 2006 году Госдума выразила озабоченность рядом положений этого международного договора, и не стала ратифицировать его. Российские парламентарии объяснили решение тем, что некоторые положения документа не соответствуют российскому законодательству. Решение Москвы вызвало крайне негативную реакцию Страсбурга.

Страсбургский суд был создан на основе Конвенции о защите прав человека и фундаментальных свобод, выработанной в 1950 году Советом Европы. Первая сессия ЕСПЧ состоялась 23 февраля 1959 года.