Владимир Новиков, Аркадий Смолин, обозреватели РАПСИ
В наступившем году российская судебная система обречена стать более открытой. Летом вступит в силу федеральный закон, гарантирующий беспрепятственный доступ граждан к широкому кругу информации о деятельности судов. Юридическая общественность видит в этом как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, доступность многих документов будет способствовать единообразию российской судебной практики. С другой – решать, какую информацию выставлять напоказ, будут сами инициаторы появления нового закона – служители Фемиды.
Новые технологии пришли в российские суды более семи лет назад. В 2002 году судейское сообщество России приняло решение начать процесс информатизации почти трех тысяч судов, в которых появились примерно 12 тысяч ЭВМ. На сегодняшний день отечественные суды оснащены более 85 тысяч компьютеров, из которых 64 тысячи объединены в локальную вычислительную сеть.
Данная статистика была бы малоинтересной даже для специалистов, если бы не одно событие, которое должно произойти в середине года. 1 июля начнет действовать федеральный закон №262 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ". Именно на электронно-вычислительную базу отечественных судов ляжет основная нагрузка по передаче и информированию населения обо всем том, что сегодня происходит в российской судебной системе.
Точки отсчета
Началом процесса обеспечения информационной открытости российской судебной системы, впрочем, стоит считать 10 декабря 2008 года. В тот день этот документ, внесенный на рассмотрение Верховным судом РФ, был принят Госдумой.
В скором времени закон даст гражданам возможность больше узнать о работе отечественной судебной системы. В официальном порядке предполагается публиковать много больше, чем сейчас данных о судах, работающих в них судьях, ответственных работниках аппаратов судов, а также принимаемых ими решениях. Документ гарантирует обеспечение «шаговой» доступности информации о времени и порядке работы судов, о движении дел и заявлений в каждом суде, включая информацию о времени и месте их рассмотрения.
Также планируется создание единой информационной системы, позволяющей обеспечить свободный доступ населения к судебным актам. Распространение информации о деятельности судебной системы планируется вести в первую очередь при помощи Интернета – через официальные сайты судов. В качестве каналов передачи информации также будут востребованы государственные СМИ.
К слову, частично это делается уже сегодня: стоит вспомнить хотя бы информационные терминалы и киоски в 83 областных и 200 районных судах (в них любой гражданин может по номеру дела получить информацию о стадии его рассмотрения), коммерческие и бесплатные правовые базы данных.
На данный момент в уже существующих информационных системах судов общей юрисдикции скопилось около 43 млн. оцифрованных документов. Развертывание государственной автоматизированной системы (ГАС) "Правосудие", призванной объединить ресурсы этих судов в единое информационное пространство, в самом скором времени должно привести к росту этих показателей в геометрической прогрессии.
Обзор правовых СМИ России. Интернет >>
На шаг впереди
Открытость большинства судебных разбирательств почти два десятка лет гражданам России гарантируют, в частности, Конституция страны и федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ". Правда, в этих документах положения о гласности в деятельности судов сформулированы очень общо и расплывчато – мол, она должна быть, и точка. Документ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ" конкретизирует один из основополагающих конституционных тезисов довольно подробно.
Некоторые судебные инстанции не стали дожидаться 1 июля, и поспешили объявить, что ряд мер по реализации новшеств ФЗ №262 ими уже предпринят. Так, в первых числах декабря председатель ВАС РФ Антон Иванов своим распоряжением внес поправки в методические рекомендации по организации пропускного режима в арбитражных судах страны. Согласно нововведениям, уже в 2009 году на открытое заседание любого арбитражного суда может попасть любой желающий. Для этого надо иметь с собой документ, удостоверяющий личность (лучше всего – паспорт). После предъявления документа в бюро пропусков будет открыт доступ в залы заседания.
Для нашей судебной системы, впрочем, это нельзя назвать революционным нововведением. К примеру, для попадания практически на любые слушания в Мосгорсуде уже довольно давно достаточно пройти аналогичную нехитрую процедуру.
Правда, физически попасть на интересное судебное заседание, даже учитывая максимальную открытость судов, и в будущем году смогут далеко не все желающие. Во-первых, залы, где проходят слушания, обычно могут вместить в среднем 25-30 зрителей, включая представителей прессы. Во-вторых, мешают российские масштабы: пересечь полстраны, чтобы просто присутствовать в роли зеваки на интересном судебном разбирательстве, вряд ли найдется много желающих.
Частично решить проблему вскоре поможет Глобальная сеть. Тот же глава ВАС Антон Иванов в числе ближайших планов главной арбитражной судебной инстанции страны недавно объявил: вскоре все заседания президиума ВАС можно будет посмотреть в Интернете в режиме он-лайн.
В Конституционном суде РФ тоже не забыли, что живут в век электроники и высоких технологий. Проходящие в Санкт-Петербурге заседания КС уже сейчас можно в прямом эфире смотреть в Москве. Опция, правда, предназначена пока лишь журналистам, и доступна в московском представительстве суда. Вскоре трансляции планируется организовать в Интернете. По крайней мере, глава КС Валерий Зорькин не так давно заверил президента Дмитрия Медведева, что технически суд готов организовать такое вещание.
Но главное в работе любого суда – все же вынесенное им постановление. С июля, если верить обещанию министра юстиции Александра Коновалова, все судейские решения (за исключением, разумеется, персональных данных участников процессов) будут публиковаться в Интернете. Арбитражные суды, к слову, и здесь оказались на пол шага впереди: практика размещения их решений в сети применяется все последние годы.
За и против
Опрошенные эксперты в целом положительно отозвались о перспективах применения нового закона. Особенно отрадным многие из них считают тот факт, что документ появился по инициативе судебных органов. Важнейшей его частью юристы считают нормы, предписывающие публиковать принимаемые судами решения. "Мы прекрасно понимаем, что это будет огромный массив документации. Поэтому очень важно будет в самое ближайшее время выстроить понятную систему подачи данных, для того чтобы вся эта информация носила рабочий характер", - пояснил РАПСИ глава комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы Владимир Плигин.
На взгляд парламентария, максимальная открытость судейского сообщества, в том числе, и по конкретным делам, будет способствовать единообразию судебной практики в стране. "Ни для кого не секрет, что достаточно часто приговоры судов по похожим делам существенно разнятся в рамках санкций. При этом я отдаю себе отчет, что двух стопроцентно одинаковых дел не существует", - подчеркивает депутат.
Другая часть комментаторов отмечает – благая идея, лежащая в основе закона, на практике может быть легко дискредитирована. Ведь, по сути, закон №262 является наглядной демонстрацией тезиса о том, что обществом правит не свобода, а различные ограничения. "Получается, что разрешено то, что дозволено не законом, а подзаконными нормативными актами. Применение данного закона целиком и полностью зависит от тех органов власти, на достижение прозрачности которых этот документ вроде, как и направлен", -- комментирует адвокат Анна Паничева (представляет интересы экс-судьи Мосгорсуда Ольги Кудешкиной).
Действительно, правовой режим информации ограниченного доступа, прописанный в статье 5 закона, определен недостаточно. Прежде всего, это касается судебной тайны – своеобразного легального исключения из принципа открытости информации. «Органы власти, опираясь на служебные нормы и правила, могут признавать содержащими служебную тайну практически любую информацию. А это перечеркнет все достижения данного закона», -- резюмирует Паничева.
SMS в суд
Было бы ошибкой утверждать, что техническое оснащение российской судебной системы (и, соответственно, использование современных технологий для информирования граждан о деятельности служителей Фемиды) сильно отстало от мировых аналогов. Даже поверхностное изучение практики работы судебных систем некоторых зарубежных государств наводит на мысль: определенную задержку проще всего объяснить неповоротливостью и консерватизмом российских чиновников. Причиной является более низкий в сравнении с развитыми странами уровень жизни россиян, многим из которых личные доходы не позволяют пользоваться всеми технологическими благами цивилизации. Простой пример: повсеместное появление мобильных телефонов в руках и карманах россиян произошло примерно на три года позже, чем в Европе.
При этом достижения технического прогресса за рубежом для повышения эффективности работы судов используются аккуратно и выборочно. Скажем, четыре года назад власти Южной Кореи приняли решение, что граждане этой страны могут получать повестки в суд и прочие официальные извещения при помощи sms-сообщений. Мини-революция стала возможна, поскольку более трех четвертей корейцев согласно официальной государственной статистике уже тогда имели хотя бы один сотовый телефон. При этом от традиционного бумагооборота корейцы не отказались и по сей день.
Американские госчиновники и юристы обсуждают перевод собственного документооборота в электронный вид уже почти 10 лет – с 2001 года. Реализация этой инициативы началась в 2004-м, когда были приняты новые Правила гражданского судопроизводства. Они, в частности, позволяют при наличии согласия участников судебного процесса направлять им документы в "цифре".
С 2006 года, когда в Америке началось внедрение информационной системы Case Management/Electronic Case Files, суды получили возможность публиковать судебные акты в Интернете, а также полностью наладить общение с участниками процессов через Глобальную сеть. К слову, аналогичные решения предполагает и отечественная ГАС "Правосудие".
С 2005 года система электронного документооборота, позволяющая публиковать не только судебные постановления, но и другие документы, разрабатывается в Израиле. В судах Великобритании применение информационных технологий регулируется Civil Procedure Rules – Правилами гражданского судопроизводства, а также Практическим руководством к этим Правилам.
К слову, это делается в порядке эксперимента, который продлится до 31 марта 2010 года. Вплоть до этого дня подача документов в суды осуществляется и в бумажной, и в электронной форме. Причем цифровые документы следует пересылать служителям Фемиды строго в формате pdf.