Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ
Адрес электронной почты может стать идентификационным признаком граждан России наряду с номером паспорта, местом регистрации и почтовым адресом. Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев считает, что это упростит доставку информации от госорганов к простым гражданам.
Пока это предлагается на добровольной основе и делается в рамках проекта "Электронная Россия". Скорее всего, специальный электронный почтовый ящик будет раздавать гражданам России государственный орган. Министр связи рассчитывает, что это позволит существенно сократить бюджетные расходы.
В качестве примера Щеголев привел Индию, где введения электронных услуг повысило собираемость налогов на 125%. По его словам, канадские эксперты подсчитали, что стоимость предоставления услуг в электронном виде в 44 раза дешевле, чем в физическом виде.
Электронный адрес в качестве идентификатора личности сегодня успешно используется в США, Канаде, Великобритании и других странах. Заметим, что и в России уже существует практика применения e-mail для финансовых операций с гражданами. Банки и сотовые операторы таким способом доставляют клиентам счета и уведомления.
Преграды
Однако реализовать сегодня предложение Щеголева мешают несколько объективных факторов. Адрес электронной почты не упоминается в законе о персональных данных (ФЗ № 152 "О персональных данных"). Поэтому нужно сначала принять поправки к этому закону, чтобы использовать e-mail как идентификатор личности россиянина.
Кроме того, во многих регионах у граждан сильно ограничен и попросту отсутствует доступ в Интернет. Многие люди пожилого возраста не умеют пользоваться Интернетом.
По данным ФОМ, в 2009 году пользователями сети являлись только 35% россиян. Причем среди непользователей Интернета только 15% хотели бы подключиться к нему, не имея такой возможности, 10% - могут, но не хотят.
Насущной проблемой остается безопасность почтового ящика. Хакеры могут взломать почтовый сервер и разослать по всем адресатам какое-нибудь угрожающее сообщение или использовать полученную информацию для мошеннических целей.
Еще более сомнительной выглядит безопасность каждого конкретного ящика. Сегодня в открытом доступе в сети представлено множество программ для взлома электронной почты, многие из них можно скачать даже бесплатно.
Проблемы идентификации
Туманно пока выглядит сам процесс идентификации гражданина. Человек может представиться другим именем, зарегистрировать e-mail на другого. Очевидно, до начала реализации этой новации следует разработать систему достоверного опознания гражданина в сети. Это станет возможно после распространения электронной цифровой подписи.
Более традиционным решением этой проблемы является использование регистрации, где адрес электронной почты будет выдаваться по конкретным проверенным паспортным данным. Эта схема давно и активно используется всевозможными сайтами – таким образом использование подобного механизма не должно вызвать проблем у пользователей.
Однако в таком случае государственная инициатива может стать причиной роста социального напряжения в обществе. Пользователи Интернета, скорее всего, будут возмущены вмешательством государства в Рунет. Это может быть расценено как посягательство на неприкосновенность частной жизни.
Эксперты давно опасаются введения государственной цензуры в сети. Общество уже взбудоражено арестами блоггеров, и меры по дальнейшему ужесточению контроля в Интернете могут вызвать непредсказуемую реакцию.
Методы защиты
В такой ситуации власти, очевидно, должны синхронно с разработкой программы "электронных паспортов" уделить внимание и соответствующие средства для обеспечения защиты электронных адресов.
В этой связи обнадеживает заявление директора департамента научно-технического и стратегического развития отрасли Минкомсвязи Олега Чутова о том, что ведомство прорабатывает возможность выделения бюджетных денег на специальные гранты в области борьбы с неблагонадежным контентом и обеспечения безопасности в Интернете.
Радикальные изобретения в этой области сегодня не требуются. Достаточно освоить зарубежные достижения в сфере систем информационной безопасности. А именно, системы защиты почты от вредоносного программного обеспечения и спама, системы криптографической защиты почтовых сообщений, их резервирования, мониторинга и анализа контента.
Однако при всем этом использование электронного адреса как идентификатора должно сопровождаться соответствующей образовательной работой государства. Люди должны сознательно соглашаться на риск, связанный с пересылкой документов по электронной почте. Они должны понимать, что создание совершенной защиты e-mail невозможно. Кроме того, до каждого гражданина должна быть донесена информация, что e-mail не гарантирует доставку сообщения.
Туманные перспективы
Использование электронной почты в общении с госорганами, безусловно, хорошая инициатива, однако ее перспективы вызывают большие сомнения. Можно хотя бы вспомнить насколько задержался запуск "электронного правительства", к взаимодействию с которым приурочена нынешняя инициатива Минкомсвязи.
Напомним, не так давно президент РФ Дмитрий Медведев резко раскритиковал существующий уровень развития инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в стране. По его словам, "у нас нет никакого электронного правительства". Уже более пяти лет длятся попытки перевести работу с документами в электронный вид, но успехов на этом поприще пока не достигнуто.
ФЦП "Электронная Россия" - это налаженный электронный документооборот в органах государственной власти и дистанционное предоставление госуслуг населению, единая телекоммуникационная инфраструктура для публичного и образовательного Интернета, автоматизированная система ЖКХ, распространение в массовом порядке ИКТ в реальном секторе.
На VI Тверском социально-экономическом форуме "Информационное общество", состоявшемся летом прошлого года, стало понятно, что реализация этой программы откладывается на неопределенный срок. Руководитель администрации президента Сергей Нарышкин сообщил, что де трети регионов даже не имеют планов информатизации, "а из тех, которые имеют, только в пяти можно найти соответствие планам, утвержденным в 2007 году".
Минсвязи только приступает к выработке базы, на которой уже несколько лет должна вестись активная практическая работа. Программа "Электронная Россия" истекает в 2010 году, а Минсвязи уже начало рассматривать продление программы до 2018 года.
По степени готовности электронного правительства, согласно последнему докладу ООН, Россия опустилась с 50 на 60 место.