Генерал-майор МВД Татьяна Москалькова с 22 апреля 2016 года занимает пост уполномоченного по правам человека. Ряд правозащитников при назначении посчитали ее кандидатуру неподходящей на основании якобы отсутствия опыта в сфере защиты прав человека, поддержки ряда законов, по их мнению, нарушавших и ограничивавших права граждан, а также возможный конфликт интересов с МВД. Спустя год настало время подвести итоги: а оправдались ли эти опасения?

Критика

«После того, как у нас были такие уполномоченные по правам человека, как Сергей Ковалев, Олег Миронов, Владимир Лукин и Элла Памфилова, выбрать всероссийским омбудсменом Татьяну Москалькову — это просто плевок в сторону правозащитников», — заявила «Голосу Америки» ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга Наталья Евдокимова сразу после того, как за Москалькову проголосовали 323 депутата Госдумы при необходимых 226 голосах.

Не менее резко отзывались о новом омбудсмене еще до того, как она успела начать работу, некоторые гражданские активисты. Например, член «Комитета 6 мая» Сергей Шаров-Делоне заявлял: «У нас уполномоченный по правам человека и так был наполовину декоративной должностью. А теперь можно считать, что ее просто не существует! Такие вот, у нас будут права человека — «ментовские». И ничего другого ждать нечего».

Некоторые российские СМИ заочно окрестили Москалькову «генерал-обмудсменом». А Геннадий Гудков поделился с русской службой «Би-би-си» своим прогнозом, что Москалькова станет профессиональным правозащитником, только если избавится от своих стереотипов и сумеет осознать недостатки власти.

Наконец, в интервью «Медузе» юрист и правозащитник Елена Лукьянова называла Москалькову хорошим человеком, но не с «правозащитными мозгами»: «многие ее законодательные инициативы не говорят о ее приверженности к правозащитной тематике».

Эти безапелляционные оценки выглядят странно как минимум по двум причинам. Во-первых, сделаны они были до того, как у Москальковой появилась возможность как-либо себя проявить на новом поприще. Во-вторых, они во многом противоречат ее профессиональной биографии, которая вполне однозначно характеризует специфику ее интересов и деятельности.

Биография

Гражданские активисты обвиняют Москалькову в «охранительстве», государственном мировоззрении. От нее почему-то ожидали «закручивания гаек», хотя на всех своих местах службы с самого начала, как говорят сослуживцы Москальковой, она, наоборот, пользовалась особым уважением, потому что была «одним из самых либеральных людей».

Говорить о том, что назначение Москальковой было основано на политических, а не на профессиональных принципах — значит не знать саму биографию генерал-майора. А это и есть биография профессионального правозащитника. Заслуженный юрист РФ Генрих Падва охарактеризовал кандидатскую Москальковой, на защите который он был оппонентом, как «очень демократичную, я бы даже сказал, революционную диссертацию на хорошем научном уровне». В этой работе Москалькова, еще за пять лет до принятия Конституции РФ, предложила ввести норму, позволяющую не свидетельствовать против себя и своего родственника. Сегодня эти предложения превратились в 51 статью Основного закона России.

Москалькова впоследствии продолжила научную деятельность: защитила две докторские диссертации, стала соавтором более 100 научных статей и нескольких монографий и учебников. Ни в одной из научных работ Москальковой проектом «Диссернет» не было обнаружено никаких намёков на плагиат.

Тезисы правозащитников и гражданских активистов о том, что Москалькова якобы дилетант в проблеме прав человека, опровергают даже темы ее научных работ. Ее кандидатская называется «Уважение чести и достоинства личности как принцип уголовного процесса». Докторская по юриспруденции называется "Нравственные основы Уголовного кодекса: стадия предварительного следствия". Докторская по философии озаглавлена "Культура противодействия злу в работе правоохранительных органов в РФ".

То есть правозащитой Москалькова профессионально — причем, и в теории, и на практике — занялась с самого начала своей карьеры. Десять лет до 1984 года она работала в отделе по вопросам помилования президиума Верховного Совета РСФСР, где занимала должности консультанта, секретаря и старшего юрисконсульта. Впоследствии, за 27 лет работы в МВД, Москалькова прошла путь от рядового референта до первого заместителя главы правового управления.

Она вспоминает, что руководила группой по разработке закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых. Федеральный закон № 103 от 15.07.1995 Москалькова называет прорывом в области защиты прав арестантов. «Это был революционный законопроект, который дал людям реальные права. Доступ защитника с момента задержания — это все в моих работах… Закон впервые разрешил в СИЗО холодильники, и телевизоры, и подписываться на литературу», — объясняла Москалькова.

Также она возглавляла группу по разработке закона о государственной защите свидетелей. Москалькова поддерживала предложения, обязывающие ФСИН выбирать колонию-поселение как можно ближе к дому осужденного. Кроме того, в 2008 году она стала одним из авторов законопроекта, предлагающего засчитывать один день в следственном изоляторе за полтора дня в колонии общего режима и два — в колонии-поселении.

В 2014 году она предложила обязать полицию приступать к поискам пропавших детей через три часа после их исчезновения, а взрослых — спустя сутки. Москалькова возмущалась содержанием мигрантов в палаточных городках.

Всего за девять лет работы в нижней палате парламента Москалькова выступила инициатором создания 119 законопроектов.

Существует ли хотя бы у одного активного правозащитника столь же богатый и весомый жизненный и профессиональный бэкграунд? Вопрос…

Намерения

В своей первой речи после вступления в должность Москалькова объявила защиту прав русских, проживающих в других странах, одной из своих первоочередных забот как нового омбудсмена. «Закрываются русские школы. Граждане России, проживающие за рубежом, ущемляются в элементарных правах: политических, социально-экономических и других», — высказывала беспокойство Москалькова.

Тогда многие опасались, что новая уполномоченная по правам человека будет больше интересоваться положением дел за рубежом, чем внутригосударственными проблемами; осуждать действия западных властей, не обращая внимания на трудности проживающих в России. После этого заявления Москальковой прозвучали даже сравнения с историей судетских немцев, на формальном основании защиты прав которых нацистская Германия вторглась в Чехословакию.

Не рассчитывая быть услышанными, активисты и правозащитники рекомендовали Москальковой вместо траты времени на зарубежные дела уделить больше внимания, например, незаконно осужденным в России. В частности, правозащитник Зоя Светова, входившая тогда в состав Общественной наблюдательной комиссии Москвы, говорила, что «хорошо бы, чтобы Москалькова, так же как Памфилова, занималась положением заключенных, ошибками судебной системы, то есть следила за делами, судебными процессами, где нарушаются права обвиняемых, занималась политзаключенными, поддерживала ходатайства об условно-досрочном освобождении от наказания (УДО)… Потому что система УДО у нас плохо работает и людей освобождают, когда им остается только месяц сидеть».

От Москальковой ждали политизированных решений. Действий в интересах государства, а не простых людей. Припоминали ее заявление: «правозащитная тема стала активно использоваться западными и американскими структурами в качестве оружия шантажа, спекуляций, угроз, попыток дестабилизировать и оказать давление на Россию».

В итоге, сегодня, более года спустя, практически ничего не слышно об активности Москальковой по международной повестке, она никак не комментирует заявления о вмешательстве зарубежных агентов в российские дела. Зато именно Москалькова заявила, что не нашла никаких доказательств, будто подростки участвовали в акциях против коррупции 26 марта за деньги. Тем самым она закрыла эту скандальную тему, хотя, возможно, это было не в интересах самих организаторов акций.

Более того, Москалькова назвала важным предоставить людям возможность выражать протест, если им что-то не нравится. Она пообещала проверить обстоятельства задержания участников акции протеста против коррупции. В рамках проверки Москалькова направила запросы Министру внутренних дел России Владимиру Колокольцеву, мэру Москвы Сергею Собянину и московскому прокурору Владимиру Чурикову.

Не тратя сил на критику зарубежных порядков, Москалькова пытается упростить жизнь приезжих в России. В частности, она выступила с инициативой разрешить оформлять регистрацию приезжих в муниципалитетах. «Вопрос имеет принципиально важное значение для морального климата в стране и для возможности вернуться русским на российскую землю. Нужно расширить круг возможностей для регистрации. От регистрации совсем нельзя отказываться, потому что к ней прилагаются и привязаны все социальные права: детский сад, школа, получение пенсий, пособий и так далее», — сказала Москалькова.

Также она инициировала проекты по решению почти всех основных «неразрешимых вопросов», о которых говорили правозащитники год назад, в частности тезисы о проблемах арестованных, озвученных Световой. Москалькова предложила депутатам вернуться к рассмотрению законопроекта об ограничении сроков нахождения подсудимых в СИЗО, который уже больше 7 лет лежит в нижней палате парламента.

Сейчас закон запрещает содержать подсудимых под стражей больше 18 месяцев на стадии расследования, однако максимальные сроки содержания под стражей после поступления дела в суд в законе до сих пор не прописаны. Омбудсмен подчеркнула, что срок предварительного заключения не должен превышать год.

Москалькова призвала обязать следователей «давать свидания с родственниками через определенный срок». Кроме того, она выступила с инициативой предоставления возможности перевода осужденного из одного исправительного учреждения в другое в целях обеспечения его права на свидание с близкими родственниками.

Также Москалькова предложила обязать суды освобождать тяжело больных осужденных. Сейчас это только право суда, а не обязанность, поэтому на свободу выходит половина людей с практически смертельными диагнозами, напомнила омбудсмен.

Результаты

Одним из главных опасений в отношении предоставления места уполномоченного по правам человека генералу МВД заключалось в угрозе искажении публичной информации. Гражданские активисты переживали, что новый омбудсмен закроет доступ к реальной статистике, чтобы создать идиллическую картину соблюдения прав человека в России.

Однако Москалькова практически сразу развеяла эти опасения. В своем первом итоговом докладе она объявила, что 46% граждан признают нарушение прав человека в России. Более того, она заказала проведение тематического исследования ВЦИОМ, чтобы объективно определить наиболее значимые для россиян области нарушения их прав.

Исследование показало, что максимальный индекс значимости для граждан имеют социальные права. Острые проблемы, по словам Москальковой, касаются нарушения жилищных прав: люди жалуются на завышенную плату за коммунальные услуги. Жалуются на социальную и медицинскую помощь, некачественные лекарства, социально-экономическую сферу, нестабильностью исполнения судебных решений и соблюдения уголовного законодательства.

Наконец, Москалькова первой из омбудсменов в России начала активно использовать в своей работе новейшие технологии, анализ математических данных, инфографику для докладов. В частности, представленный ею ежегодный доклад впервые содержит в качестве неотъемлемой части интерактивную правозащитную карту, в которой собрана вся информация по стране, все доклады уполномоченных по правам человека».

Омбудсмен также представила Путину диаграмму, на которой видно, как движется динамика жалоб о нарушениях прав человека.

Впрочем, недоверие к Москальковой, судя по всему, испытывали только некоторые гражданские активисты и правозащитники. Простые граждане проявили обратную реакцию с первых дней работы нового омбудсмена. Доказательство этому тот факт, что в 2016 году в аппарат уполномоченного поступило 42,5 тысячи обращений, что в 1,5 раза больше, чем в 2015 году.

Показательный успех первого года работы Москальковой на новом посту наглядно демонстрирует заметная тенденция уменьшения числа обращений в Европейский суд по правам человека при увеличении обращений к омбудсмену. Частота жалоб россиян в Страсбург в 2016 году составила 0,38 заявления на каждые 10 тысяч человек населения. Для сравнения, у других восточно-европейских стран этот показатель на порядки выше. Например, у Венгрии — 5,67 обращения, Румынии — 4,15, Черногории — 2,65, Армении — 2,51.

Очевидно, это, скорее всего, может означать, что люди поверили в нашу систему защиты и восстановления прав. С другой стороны, данный факт может также свидетельствовать и о построении новым омбудсменом эффективной системы работы с населением на всех уровнях.

О том, что государственный аппарат по защите прав человека за последний год стал заметно доступнее для населения свидетельствует опять же объективная статистика.

«Сегодня в 85 регионах везде есть и законы, и избранные уполномоченные по правам человека… Они (омбудсмены в регионах) консолидированы, и раз в полгода мы собираемся на координационный совет, где обсуждаем наиболее актуальные темы, делимся опытом. Это очень важная интеграция внутри государства», — рассказала Москалькова на встрече с Президентом РФ.

Проекты

Однако лучшим критерием оценки деятельности уполномоченного по правам человека являются профессиональные инициативы. И в этом отношении полицейское прошлое Москальковой, безусловно, оказало ей большую услугу: она, как мало кто другой, имеет детальное представление о нарушениях прав человека в ходе правоохранительной деятельности, работе следствия, судов...

«Нужно менять критерии оценки деятельности следственных органов. Сегодня оправдательный приговор — это как бы брак в работе следователя. Этого быть не должно», — заявляла Москалькова. Омбудсмен отметила, что «у присяжных судов больше оправдательных приговоров в несколько раз» по сравнению с судами общей юрисдикции.

Москалькова предпринимает усилия, чтобы решить эту системную проблему. «Мы говорим об этой проблеме Верховному суду и Генпрокуратуре. Очень важно, чтобы суды не боялись оправдательных приговоров», — убеждена Москалькова.

Такие решительные действия Москальковой — не случайность. Статус генерал-майора не мешает правозащитной деятельности, а наоборот — позволяет существенно повысить ее эффективность. Ведь очевидно, что наиболее успешно бороться со слабыми местами системы может лишь тот, кто все детали этой системы знает изнутри. Доказательством этого тезиса служит еще одна важнейшая инициатива Москальковой по решению проблемы, которую не замечали ее предшественники.

В июле 2016 года Москалькова обратилась в Конституционный Суд с просьбой проверить на соответствие Конституции статей 55 и 208 Кодекса административного судопроизводства. Согласно этим статьям граждане без высшего юридического образования не могут самостоятельно обращаться в суды за признанием недействительными тех или иных законодательных актов. Москалькова попросила рассмотреть возможность назначения гражданам бесплатного государственного юриста для сопровождения таких исков.

Также Москалькова не боится идти против проектов, одобренных на всех уровнях государственной власти и важных для первых лиц страны с медийной точки зрения. Так, она предложила четыре поправки в закон о реновации: людям взамен их сносимого жилья должны предлагать не один, а несколько вариантов; после решения суда их нельзя выселять «немедленно», это должно происходить по обычной судебной процедуре; при переселении необходимо учитывать не только место проживания, но и «весь иной комплекс» пожеланий; увеличить срок переселения с 60 до 90 дней.

Москалькова предложила Правительству РФ рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей с детьми-инвалидами и некоторых других категорий граждан. А также принять меры, направленные на обеспечение нуждающихся граждан жилыми помещениями маневренного фонда.

Удивительным образом правозащитники и гражданские активисты проигнорировали предложение Москальковой обобщить практику реализации конституционного права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. На этой основе подготовить предложения по совершенствованию законодательства о публичных мероприятиях.

Своим бывшим коллегам в Министерстве внутренних дел РФ Москалькова предложила принять меры по осуществлению видеофиксации действий сотрудников полиции при освидетельствовании лиц на состояние алкогольного или наркотического опьянения. Тем самым есть шанс изменить одну из самых коррупционно-емких процедур при контакте граждан с полицией.

Наконец, не может не радовать широта круга интересов нового омбудсмена. Представляя в Госдуме свой ежегодный доклад, Москалькова обратила особое внимание депутатов и на тяжелую экологическую ситуацию в ряде регионов страны.

"На территории Ивановской области расположена 31 свалка, допустимый срок эксплуатации большинства из них давно истек. Десятки асфальтовых заводов загрязняют атмосферу в Красноярском крае. Крайне неблагоприятная экологическая атмосфера в Мурманске и Уфе, Челябинской области и Хабаровском крае, чего только стоит порт "Ванино", — заявила она в ходе выступления.

Что же касается защиты прав отдельных людей, в первую очередь незаконно арестованных, то Москалькова уже проявила себя с выигрышной стороны даже в сравнении с ее именитыми предшественниками на посту омбудсмена. В частности, она посещала колонию Ильдара Дадина вскоре после чего оппозиционера, жаловавшегося на избиения, освободили.

Успех Москальковой в работе по защите прав арестованных и осужденных не случаен. Возможно, для решения именно этой важнейшей правовой проблемы, на которую делают акцент правозащитники, и был привлечен профессионал с таким высоким рангом как Москалькова. Важно понимать, что ни один полицейский, ни один начальник отдела УВД не имеет права и не способен отказать человеку с генеральскими погонами.

Так что генерал на посту омбудсмена сегодня — залог серьезного отношения к правам человека в России. Москалькова открывает двери, в том числе — двери из камеры.

Перспективы

Омбудсменов часто противопоставляют правозащитникам. Утверждается, что первые якобы выводят за правовое поле вторых, забирая их работу, а вторые вынуждены исправлять недоработки первых. Причины такой оппозиции взаимодополняющих профессий не совсем ясны.

Одним из главных достоинств нового уполномоченного по правам человека, на наш взгляд, как раз являются попытки Москальковой объединить усилия всех, кому небезразличны права человека ради достижения единой цели:

«Сотрудничество с органами публичной власти, общественными правозащитными организациями, СМИ, экспертным сообществом и другими институтами гражданского общества в интересах обеспечения надежной защищенности прав человека, а также повышения правовой грамотности населения будет являться для Уполномоченного приоритетным направлением деятельности», — говорится в заключении ежегодного доклада Москальковой.

Таким образом, спустя год больше никто не находит оснований высказывать какой-либо скепсис в отношении обоснованности призвания на новую должность Москальковой. Новый омбудсмен доказал свою полную профпригодность по самым строгим меркам, так же как и свою открытость и толерантность для любого сотрудничества, независимо от политических и идейных окрасок.

Теперь ход за ее бывшими критиками: если для них действительно первостепенное значение имеет защита прав простых граждан, то у гражданских активистов и правозащитников больше не осталось никаких оснований игнорировать конструктивные инициативы омбудсмена, высокий профессионализм которой и проявленные за год способности эффективно защищать права самого широкого круга граждан уже позволяют, пожалуй, назвать ее «генералом правозащиты».