Тридцать лет назад начался вывод советских войск из Афганистана. В День защитника Отечества РАПСИ вспоминает подвиг наших «афганцев» всесторонне изучив вопрос, какие последствия для развития прав военнослужащих имела эта трагическая страница в истории страны.
15 февраля 1989 года последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана. Именно эта дата отмечается как День памяти воинов-интернационалистов. В Афганской войне за десять лет приняло участие около 500 тысяч наших солдат, 49985 из них получили ранения, 13833 воина погибли в боях, 312 бойцов пропали без вести и 18 были интернированы в другие страны мира.
Поскольку советское руководство опасалось, что боевые действия в другой стране могут быть восприняты мировым сообществом как оккупация, ввод войск происходил с нарушением юридических норм. Солдатам часто не сообщали, что они командированы в боевую точку. Информацию скрывали и от родственников. Советские воины-интернационалисты с 1979 по 1983 года были лишены права на захоронение с указанием условий и места гибели.
Само существование льгот для ветеранов в восьмидесятые годы было засекреченной информацией, поскольку боевые действия в Афганистане, согласно официальным данным, не носили характер войны, а являлись «оказанием ограниченной помощи». Пресса замалчивала или искажала сведения об афганцах. Даже в статьях того времени не указывалась роль советских солдат (к примеру, заголовки статей «Афганистан: народ на страже»; «Афганистан борется, Афганистан побеждает»).
Финансовые права
В начале восьмидесятых, сразу после наступления войны, советское правительство увеличило зарплаты солдатам и сумму компенсации родственникам погибших. Однако призывники никаких отдельных льгот не имели, в случае наступления инвалидности они приравнивались к ветеранам ВОВ и получали соответствующие субсидии, довольно скромные: инвалидам III группы — от 40 рублей, II группы — от 70 рублей и I группы — от 90 рублей, размер пенсии с надбавками не превышал 120 рублей (для сравнения, в 1980 году официальная средняя заработная плата в СССР составляла 174 рубля).
Если ранение было незначительным, солдаты приравнивались к лицам, получившим производственную травму (платился процент от минимальной заработной платы — до 60 рублей). К слову, в США в то время ситуация в процентном соотношении была похожая — пенсия по инвалидности ветеранов в 80-е не превышала 75% месячного содержания.
По засекреченному постановлению от 1983 года «О льготах военнослужащим…» специальные денежные выплаты получали только родственники погибших в Афганистане солдат. Бойцов, ставших инвалидами, ждала «50-процентная скидка со стоимости проезда один раз в год».
Единовременные выплаты инвалидам добавились в период перестройки, в 1989, после того, как в прессе впервые заговорили о боевых действиях в Афганистане как о настоящей войне и появилось понятие ветеранов-афганцев (раньше бойцов стыдливо называли ОКСВ — ограниченный контингент советских войск). Размер этих выплат: «три месячных оклада денежного содержания по должности и воинскому званию, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы — 500 рублей, военнослужащим срочной службы — 300 рублей, а получившим в боевых действиях легкие ранения, контузии или увечья, — в размере 50 процентов указанных сумм». («О льготах военнослужащим», ред. 1989). Семьям военнослужащих выплачивались единовременные пособия от 500 рублей.
Реабилитация ветеранов
После распада СССР произошла полная социальная реабилитация ветеранов Афгана, связанная в том числе и с тем, что именно они принимали активное участие в обороне Белого дома.
Вернувшиеся столкнулись с неожиданными трудностями. Их обобщающим наименованием стал термин «афганский синдром», или посттравматическое стрессовое расстройство. Михаил Решетников, ректор Восточно-Европейского Института психоанализа, утверждает: «Воспитать хорошего солдата, провести его через боевые действия, сделать профессиональным военным очень дорого и очень тяжело, но вернуть его потом к мирной жизни еще сложнее».
К началу афганской войны не существовало термина «посттравматический синдром», и отношение к ветеранам с поврежденной психикой было не столь внимательное. А в начале девяностых при реабилитации военных возникли сложности иного рода — недостаточное финансовое обеспечение и слабая разработанность правового поля в отношении военных действий и их последствий.
Кроме того, курс на мирное урегулирование, отраженный в резолюции второго Съезда народных депутатов СССР, привел к негативному освещению афганской войны в прессе того времени. Солдат встречали без подобающих почестей.
Формированию правовых документов о соцзащите инвалидов-афганцев, социальной и медицинской реабилитации ветеранов, а также членов их семей сильно поспособствовала правозащитная организация «Комитет по делам воинов-интернационалистов».
В 1992 году в Санкт-Петербурге комитетом был учрежден Межгосударственный научно-исследовательский институт реабилитации участников войн. В рамках деятельности института были проведены исследования по вопросам реабилитации, изданы более двадцати монографий, прошли научно-практические семинары при сотрудничестве западных организаций помощи ветеранам.
Еще одним направлением деятельности комитета является поиск ветеранов, по тем или иным причинам не получивших заслуженные награды. Военным были вручены около пяти тысяч орденов и медалей. Награды в РФ возвращаются даже воинам-интернационалистам, например, киргизским бойцам, сражавшимся вместе с российскими. Например, медаль «За отвагу» спустя 26 лет получил Амангельды Мамуратов.
Важной и социально значимой деятельностью занимается объединение «Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы». В приоритете данной организации – медицинская реабилитация инвалидов. В качестве его структурного подразделения в 1992 году создан и функционирует до сих пор Центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М. А. Лиходея. В этом санаторном комплексе, расположенном в пригороде Москвы, ветераны Афганистана и члены их семей получают курс бесплатного лечения, куда входят протезирование, кинезитерапия, профессиональная и психологическая реабилитация.
К слову, санаторное лечение ветеранов было распространенной практикой в СССР. Ветераны получали бесплатные ежегодные путевки в санатории, расположенные в Сочи, Анапе, на Байкале. В план лечения входили ванны, ингаляции, душ Шарко, минеральные воды. Культурная программа включала шахматные турниры и выступления артистов.
Были и минусы. Вместо психологов и психоаналитиков, как сейчас, проблемами психиатрическими проблемами бывших военнослужащих в СССР занимались психиатры. Их «лечение» чаще всего ограничивалось ударными дозами нейролептиков.
Права инвалидов-военнослужащих
Определяющее значение для обеспечения полноценной гарантии защиты прав военнослужащих имеет отношение государства к инвалидам, получившим ранения в результате боевых действий. В Советском Союзе инвалидов войны часто прятали, о них старались не говорить.
Так, многих бездомных ветеранов войны в СССР отправляли в валаамский Дом инвалидов войны и труда (1950-1984), где людей с ограниченными возможностями обучали простейшей работе, чтобы реабилитировать их для нормальной жизни. Трудоустройство совершалось быстро: прикрепление «сверху» на различные предприятия и заводы. Пожелания больного не учитывались. Условия проживания в Доме оставляли желать лучшего. В случае смерти над могилой ставили табличку с ФИО и датой, без отметки о том, что это могила героя войны.
Человеческое отношение к инвалидам начало изменяться в положительную сторону только в поздний период развития Советского Союза. В 1978 году была создана Инициативная группа защиты прав инвалидов в СССР, ее члены сотрудничали с западными организациями по защите прав инвалидов.
Эксперты считают, что сейчас в России идет процесс, который рано или поздно должен привести к тому, что мы станем воспринимать людей с ограниченными возможностями как равных себе во всем. В частности, мэр Москвы Сергей Собянин вчетверо (по сравнению с 2009 годом) увеличил число бесплатных путевок для инвалидов войны.
Тридцать лет спустя
За последние 15 лет удалось преодолеть ряд социально-экономических трудностей, возникших в начале девяностых. Постепенно ветераны получили все полагаемые им льготы, а также добавились новые.
Согласно Федеральному закону о ветеранах, изменения в который вступили в силу с 1 января этого года, военнослужащим, побывавшим в горячих точках, доступны следующие меры социальной поддержки: пенсионные льготы; обеспечение жильем неимущих; компенсация оплаты жилья в размере 50%; компенсация взноса на капремонт в многоквартирном доме в размере до 50%; приоритет при любой социальной активности (вступление в кооперативы, учеба); обеспечение протезами.
Следующие законы определяют уровень общегосударственной поддержки ветеранов-афганцев: ФЗ 178 «О государственной социальной помощи»; ФЗ 181 «О социальной защите инвалидов в РФ»; ФЗ 173 «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно этим законам, ветеранам положен бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатное получение рецептурных лекарств, льготное санаторное лечение.
Кроме того, во многих областях страны ветераны освобождены от оплаты транспортного налога. Участники военных действий в Афганистане также освобождаются от уплаты судебных пошлин и налогов на недвижимое имущество, получают льготы при подсчете подоходного налога и налога на землю. Бывшим солдатам доступны два вида пенсии – за выслугу лет и за участие в военных действиях. Инвалидам, в зависимости от тяжести увечья, полагаются добавочные субсидии. Регионы предоставляют дополнительные льготы и выплаты. Например, в годовщину войны платят единоразовые пособия.
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов создает новые законопроекты, направленные на разработку дополнительных мер социальной поддержки бойцов, побывавших в горячих точках (см. проект Федерального закона № 561409-6 «О внесении изменений в статьи 16 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах»). Растут региональные выплаты семьям военнослужащих, погибших в Афганистане.
В 2014 году президент подписал закон «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Закон направлен на поддержку родственников военнослужащих, пропавших без вести во время боевых действиях в Афганистане и Чечне. Особо стоит отметить, что изменения были инициированы действиями проафганских правозащитных комитетов.
Однако, несмотря на очевидный прогресс в развитии системы льгот, некоторые полезные и популярные у афганцев льготы при реформировании законодательства были аннулированы. В 10 статье ФЗ «О ветеранах» 1995 года прописывался льготный кредит на приобретение квартир или садовых участков, часть заемных денег оплачивалась государством из бюджета. В 2003 году действие статьи было приостановлено в связи с нехваткой бюджетных средств. С высокой долей вероятности, можно предсказать, что в ближайшее время должен быть поднят вопрос о восстановлении этих норм.
В заключение необходимо отметить удивительный факт: среди многочисленных военных конфликтов за последние сто лет, в которых участвовали наши солдаты, именно афганская война стала самым заметным катализатором позитивных трансформаций в правовом поле нашей страны, направленных на демократизацию законов об армейской службе, а также всестороннюю защиту военнослужащих и их семей. Это доказывает сопоставление хронологии и источников появления основных правовых норм, касающихся военной службы.
Виталий Аширов