Болельщик ЦСКА журналист Андрей Малосолов в июне 2019 года написал оскорбительный комментарий в адрес футболиста Луиса Адриано, который вскоре после этого покинул «Спартак» и Россию. 

В отношении бывшего главы пресс-службы РФС возбуждено дело по статье 20.3.1 КоАП РФ. При этом Малосолов намерен в суде защищать болельщицкую культуру, утверждая, что расизм — это манипуляция, а его адвокат защищает обезьян от оскорбительной роли.


Перовский суд Москвы 27 сентября рассмотрит дело по обвинению в возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижению человеческого достоинства. Санкция статьи предусматривает наказание в виде ареста на 15 суток, штрафа до 20 тысяч рублей или обязательных работ на срок до ста часов.

Поводом для административного материала стал твит Малосолова после конфликта на футбольном поле бразильца Луиса Адриано с игроком ЦСКА Кириллом Набабкиным, в результате агрессивных действий последний был удален.

Малосолов написал: «Обезьяну спартаковскую как минимум следовало удалить вслед за Набабкиным. Думаю, Гончаренко не проиграл бы, если бы охладил прыть судьи уводом команды в раздевалку. Хотя бы на время». Этот твит обнаружил системный администратор «Спартака» Багузин.

Малосолов не отрицает, что обезьяной он назвал темнокожего спартаковца. При этом он не признает своей вины, демонстрируя отсутствие раскаяния. Это доказывает, что его пост был не эмоциональным аффектом, а мнением, под которым он подписывается и сейчас. В своих комментариях СМИ он обосновывает свое высказывание, а следовательно — готов повторять и в дальнейшим расистские действия, не считая чем-либо предосудительным. 

«Обезьяна» в его адрес — это, повторю, именно поведенческая характеристика… тема расизма — часто средство манипуляции», — говорит Малосолов в интервью Championat.com.

Мнение Малосолова разделяет адвокат, который, судя по его комментарию тому же изданию, намерен доказывать, что сравнение с обезьяной для бразильца должно быть лестным: «обезьяна ловкая, выносливая и хитрая зверушка. У нас ведь не турнир по шахматам, где сравнением гроссмейстера с обезьяной могли бы умалять его интеллектуальный потенциал», — считает адвокат Иван Миронов. 

Важная деталь: Малосолов не рядовой фанат, публикации которого в соцсетях выражают и представляют только личное мнение непрофессионала. Он журналист, который, в частности, входил в правительственный пул, где его сферой ответственности было донесение до общественности решений ведущих политиков, фактически формулирование озвученной государственной повестки. Этот факт необходимо учитывать хотя бы по той причине, что на страницу Малосолова в «Твиттере» многие подписаны еще с тех времен. 

После этого Малосолов пять лет работал главой пресс-службы РФС. В частности, пытался пролоббировать идею объединенного чемпионата России и Украины. Таким образом, есть все основания считать Малосолова фигурой, аффилированной с системой управления российский футболом. В таком контексте оставленное без наказания и даже извинений автора расистское высказывание может быть представлено как сигнал футбольных властей в России бороться с расизмом на практике.

Малосолов позиционирует себя как статусного болельщика ЦСКА. По словам гендиректора ФК ЦСКА Романа Бабаева в августе (то есть через два месяца после твита Малосолова) темнокожий футболист Янник Боласье из престижной английской премьер-лиги неожиданно отказался от перехода в армейский клуб. 

«Условия, которые мы предложили ему, были абсолютно адекватные — примерно те же, что и в «Эвертоне»... Думаю, дело не в уровне чемпионата России, а именно в стране, где им пришлось бы жить», — рассказал Бабаев. В действительности же, Боласье опубликовал недвусмысленный пост, в котором объяснил, что не хочет играть в России из-за проблемы расизма. 

«Возможно, это просто совпадение, что в одно трансферное окно сразу несколько футболистов отказались переезжать по этой причине», — отметил Бабаев, подразумевая, очевидно, Генри Оньекуру из «Эвертона». «На определённом этапе мы были очень близки к подписанию трудового договора, но по причине нежелания ехать именно в Россию как страну, трансфер стал невозможным. Хотя мы даже подключали Мусу в качестве переговорщика, задействовали все разумные средства, но нам в категоричной форме отказали», — пожаловался СМИ Бабаев. 

Таким образом, уже до рассмотрения дела в суде Малосолов нанес своим твитом прямой ущерб любимому клубу. Вероятно, если и дальше руководство армейцев будет игнорировать такое поведение своих болельщиков сложности с трансферами у них продолжатся. 

Зарубежный опыт дает однозначную формулу профессионального поведения для клуба в подобной ситуации: независимо от решения суда Малосолову должно быть навсегда запрещено посещение стадиона ЦСКА (именно такая судьба его ждала бы, например, в Англии, откуда игроки отказываются пока приезжать играть на наши стадионы, где есть риск встретить Малосолова). Только так руководство сможет заявить о своем дистанцировании от отсталого в правовом смысле болельщика и показать свою готовность бороться с разимом, что может рассматриваться легионерами как определенная гарантия защиты своих интересов. 

В то же время проблема не может быть проигнорирована и на уровне Российского футбольного союза, где долгое время работал Малосолов. Опять же вне зависимости от решения суда, ввиду наличия фактов сотрудничества с персоной, чьи действия наносят серьезный репутационный ущерб бывшему (и по некоторым данным – неофициально действующему) работодателю к нему должны быть применены решительные дисциплинарные методы воздействия. В частности, прекращены любые контакты, запрещено использование в своих публикациях материалов РФС, ограничено посещение мероприятий и стадионов. 

Пока же этого не произошло, российским функционерам нечего будет ответить на опасения, которые, в частности, озвучивал год назад игрок лондонского футбольного клуба «Тоттенхэм» и английской сборной Дэнни Роуз. Он запретил своей семье сопровождать его на Чемпионат мира в России, в том числе из-за опасений расизма.

Промедление РФС в столь резонансных случаях, как инцидент с Малосоловым, аннулирует положительный эффект от успешного проведения Мундиаля. 

Судебный процесс уже определенно приобрел черты прецедентного. От решения судьи зависит не столько наказание конкретного человека, сколько формирование новых норм поведения для болельщиков, а также дает шанс изменить образ нашего футбола и его место в мировом сообществе. 

Это признает и сам Малосолов, который почему-то обеспокоен угрозой разрушения «болельщицкой футбольной культуры», обязательной составляющей которой, по его мнению, являются «взаимные оскорбления и демонстрация агрессивного поведения». Сам Малосолов отмечает, что подобная культура агрессии и нетерпимости распространяется на вип-сектора и на футбольное поле. 

«Спартак», под вывеской борьбы с расизмом, создает разрушающий болельщицкую культуру прецедент, который однажды ударит и по любому фанату «Спартака». Вообще по любому болельщику, который проявил эмоции на стадионе или в соцсетях. Так что на процессе будем биться не только за меня», — анонсирует свою принципиальную позицию Малосолов.

Сложно сказать, не осведомлено ли привлекаемое лицо о том, что в ведущих чемпионатах строгому наказанию подвергаются не только болельщики, но и футболисты, даже если их агрессивные и оскорбительные высказывания не услышал судья во время матча, либо же Малосолову просто не нравится такое развитие футбола в сторону цивилизованного и безопасного поведения. В любом случае, пока Малосолов борется за культуру агрессии и возможность безнаказанно оскорблять людей в соцсетях, на трибунах, в вип-секторах и на поле, болельщикам стоит уделить решению суда особое внимание.

Российское государство уделяет все больше внимания безопасности интернета и его использованию. Помимо принятых и рассматриваемых в этом году профильных законов, только за последний месяц несколько граждан России были приговорены к тюремному заключению за агрессивные публикации в соцсетях. Есть все основания считать футбольную субкультуру особо важным источником потенциальной опасности, а значит логично было бы ожидать превентивных мер по предотвращению эскалации агрессии, которая может из нее исходить. 

Родион Руднев