Начиная с перестройки государство стремилось возродить казачество, предоставив им прежние условия существования, а также восстановить утраченные в годы советской власти права этого сословия. Однако вернуть былые привилегии казакам оказалось невозможным в силу правового принципа, о котором детально рассказывает в девятнадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
Начавшаяся в СССР политика «перестройки» включала в себя и восстановление в правах незаконно репрессированных граждан и целых категорий населения. В ходе реализации этой политики власти пошли намного дальше кампании реабилитации времен хрущевской «оттепели».
Уже 14 ноября 1989 года Верховным Советом СССР была принята Декларация «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». Этим документом было закреплено и право российского казачества на реабилитацию. Было признано, что этот слой населения России был подвергнут массовому красному террору, а репрессии проводились в форме «расказачивания», что привело к полному уничтожению казачества.
В России в развитие политики восстановления в правах народов и граждан был принят Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года №1107-I «О реабилитации репрессированных народов». А 15 июня 1992 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества», постановивший «осудить проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей в целях его реабилитации как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей».
Верховный Совет Российской Федерации 16 июля 1992 года , основываясь на указанной выше декларации Верховного Совета СССР и нормах международного права, принял Постановление №3321-1 «О реабилитации казачества», которое дополнило вышеуказанные законодательные акты в отношении данной репрессированной культурно-этнической общности и отменило «как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер».
Таким образом, первая часть проблемы возрождения казачества была полностью решена довольно оперативно. Сложнее было со второй частью: с восстановлением утраченных в годы советской власти прав казачества. В полном смысле вернуть казакам то особое правовое положение, в котором они находились до 1917 года, очевидно, не представлялось возможным.
Указанным выше Постановлением ВС РФ отменялись правовые акты советской власти в отношении казачества только «в части применения к нему репрессивных мер». Однако «Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов», утверждённый ЦИК Советов 10(23) ноября 1917 года вряд ли можно отнести к разряду репрессивных актов. Согласно этому закону, в стране вводилось юридическое равенство всех граждан нового государства. Отменять его в современных условиях, на наш взгляд, было бы нецелесообразно.
Да, этим законом казаки, как и дворяне, лишались своих правовых привилегий, но это делалось не в качестве наказания данных сословий, а в целях реализации прогрессивной позитивной идеи всеобщего равенства в правах всех граждан государства.
Однако развернувшееся общественное движение за возрождение казачества требовало от властей именно «восстановления в правах» казаков. Поэтому законодателю пришлось решать трудную задачу: в каком-то смысле наделить казаков особыми правами, но при этом не нарушать более важный принцип равенства всех граждан РФ.
В итоге было решено, не вторгаясь в сферу действия всех основных законов, оговаривающих права граждан РФ, ограничиться предоставлением особых прав казаков в части несения государственной и военной службы. В сотрудничестве с активистами казачьего движения были разработаны подходы к решению данного вопроса.
В итоге 22 апреля 1994 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации №355, которое утвердило «Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству» и провозгласило, что «возрождение традиционной для России государственной службы казачества является одним из элементов становления новой российской государственности, укрепления её безопасности».
Данным Постановлением были утверждены примерные положения о государственной службе казачества, приведён исчерпывающий перечень видов государственной службы российского казачества, который в дальнейшем был дополнен.
В январе 1995 года было создано Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации, которое в 1998 году было преобразовано в Управление Президента РФ по вопросам казачества. 9 августа 1995 года Указом Президента РФ №835 было утверждено «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». Реестр – это система учёта казачьих обществ, члены которых в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению государственной службы.
В 1996-1998 годах в государственный реестр казачьих обществ были внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельских казачьих общества, в том числе Волжское, Сибирское, Иркутское, Забайкальское, Терское, Уссурийское, Енисейское, Оренбургское, Кубанское войсковые казачьи общества, а также войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское».
Какие обязанности могут брать на себя казачьи общества? Законодатель определил круг этих сфер несения казаками государственной службы. В числе их предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий, гражданская и территориальная оборона, осуществление природоохранных мероприятий; охрана общественного порядка, обеспечение экологической и пожарной безопасности, защита государственной границы РФ, борьба с терроризмом, охрана объектов животного мира, охрана лесов, охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения и т.п.
При этом казачьи общества привлекаются к несению данных видов служб путём заключения соответствующих договоров с заинтересованными органами исполнительной власти.
Всего в реестровые казачьи общества входят около 700 тысяч человек. Кроме этого, в России созданы и действуют около 600 нереестровых казачьих организаций, которые в правовом положении ничем не отличаются от других общественных организаций. Также в стране учреждены 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников.
Таким образом, государство, реабилитировав казачество в качестве репрессированного народа, не смогло в новых условиях воссоздать в полной мере условия для существования казачества в прежнем виде. Это оказалось невозможным и, прежде всего, по соображениям права. Никаких прежних привилегий вводить для казаков законодатель не стал и не мог. Принцип равенства всех перед законом не позволил возродить прежний объем прав казаков.
В российских законах термин «казак» вообще не употребляется. Только в соответствующих актах говорится о «членах казачьих обществ». Новые исторические условия и современный уклад жизни фактически исключает в полном смысле «возрождение» казачества в прежних правовом и социально-экономическом смыслах. Поддержание же казачьих традиций и культуры этого субэтноса вполне возможно в рамках действующего законодательства.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 7 апреля