Британский министр иностранных дел обратился к народному комиссару Чичерину с просьбой объявить амнистию в отношении белогвардейцев. Такой гуманный шаг советских властей мог бы способствовать возобновлению торговых отношений между двумя странами, отмечает дипломат. Советский представитель в ответ предложил англичанам первыми продемонстрировать милосердие и освободить бывших членов венгерского советского правительства.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 16 апреля 1920 года.*


Раскрытие тайной организации русских монархистов

Париж, 14 апреля. В понедельник, утром, в Париже был арестован бывший депутат государственной думы Ознобишин по обвинению в заговоре против безопасности государства. По сообщениям газет, речь идет о целой тайной организации бывших русских чиновников, задавшихся целью восстановить монархию в России. Как говорят, заговорщики для достижения своей цели вошли в соглашение с немцами. Кроме того, утверждают, что организация добивалась упразднения польской конституции и обратного присоединения Польши к России. (РОСТА).

Лион, 14 апреля. (Американское радио Бортелли). Полагают, что с арестом Алексея Ознобишина, бывшего русского дипломата и царедворца, лишился главы обширный монархический заговор, имевший целью посадить на русский трон великого князя Николая Николаевича. Газеты указывают на участие в заговоре нескольких десятков русских, находящихся в Париже и адреса которых были найдены у Ознобишина. Ожидают новых арестов. (РОСТА).

(Известия В. Ц. И. К.)

Белогвардейский подбор

Одесса, 27 марта. Из Константинополя сообщают, что все русские беженцы, по распоряжению французского командования, были арестованы на пароходах. Особая комиссия, в составе французских и русских охранников, производила опрос арестованных. В результате заключено под стражу около 100 эмигрантов, которые будут отправлены обратно в Одессу.

(Коммунистический труд)

Радиопереговоры с Англией

Нота английского правительства

Британский министр иностранных дел прислал народному комиссару по иностранным делам т. Чичерину, следующую телеграмму:

«Выяснив уже несколько времени тому назад, что военная борьба в южной России не может продолжаться бесконечно, я использовал мое влияние на Деникина чтобы побудить его отказаться от борьбы, обещав ему все свои усилия, чтобы добиться заключения мира между его войсками и вашими и обеспечить безопасность всех его сторонников.

Я обращаюсь к вам с просьбой, чтобы вы распорядились о прекращении враждебных действий и объявили всеобщую амнистию при условии расформирования добровольческой армии.

Если эта последняя не будет уверена в примирительном к ней отношении, то она, хотя и неспособна на наступление, еще способна оказать упорное сопротивление в течение нескольких месяцев.

Если же вы пожелаете обсудить условия для соглашения, то я буду очень рад узнать, каковы эти условия. Я приложу все усилия, чтобы они были приняты. Наша страна проявляет особый интерес к судьбе Деникинской армии.

Теперь, когда они потерпели неудачу, мы должны приложить все усилия для спасения их от уничтожения.

С точки зрения России доводы в пользу мирного и почетного урегулирования вопроса не менее убедительны. Мы ждем прибытия сюда ваших делегатов для обсуждения способов, посредством которых могут быть возобновлены торговые сношения между нашими странами. Если начало переговоров совпадает по времени с военной резней на юге России или с применением суровых репрессий, то переговоры не могли бы продолжаться, в виду того общественного настроения, которое может возникнуть.

Министр иностранных дел Керсон».

Ответ тов. Чичерина

В ответ на английское предложение т. Чичерин ответил: «Российское правительство с удовольствием приветствует обращение к нему британского правительства, которое должно приблизить нас к полному соглашению между Россией и Великобританией.

Мы не будем входить в обсуждение вопроса о поддержке, которую британское правительство, по собственному же заявлению, оказывало противникам российского правительства. Мы констатируем лишь, что ваше сообщение ясно указывает на то, что после спасения этих русских элементов от репрессий вы будете считать ваши обязательства по отношению к ним прекратившимися.

Российское правительство разделяет взгляд британского правительства поскольку речь идет о том, что экономическое восстановление России полезно также и для других стран, и что оно тормозилось бы продолжением враждебных действий, которые в настоящее время в более крупном масштабе ведутся польским правительством нежели остатками деникинских сил.

Вполне сочувствуя призыву к гуманности, сделанному британским правительством, мы не можем не выдвинуть другой вопрос гуманности и не указать на судьбу бывших членов венгерского советского правительства, нашего бывшего союзника, задержанных в настоящее время в Австрии. Мы чувствуем себя обязанными просить для них свободного проезда в Россию и надеемся, что британское правительство употребит для этого свое влияние.

Российское правительство считает, что разрешение этих, а также и других вопросов, стоящих перед обоими правительствами, наилучшим образом может быть достигнуто путем непосредственных переговоров нашего представителя Литвинова в Лондоне.

Народный комиссар Чичерин».

(Красная газета)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены