Неудачи русской армии в ходе Первой мировой войны весной и летом 1915 года и сопутствовавший им политический кризис вынудили власть допустить появление военно-промышленных комитетов и других крупных организаций с участием буржуазии. Получив допуск к организации выпуска предметов военного назначения, предприниматели стали оказывать большое влияние на принятие важных правительственных решений и в целом на государственные дела.

Как буржуазия претендовала на участие в структурах исполнительной власти и почему эти планы не реализовались, рассказывает в двенадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Первая мировая война внесла принципиальные изменения в правовое положение российской буржуазии. С самых первых дней войны все предприниматели и их политические представители в различных общественных организациях, а также в партиях и в Думе продемонстрировали полную солидарность с царской властью. 

Официально принимались резолюции о том, что буржуазия на время войны готова отложить все споры с правительством и прекратить все акции и действия, направленные на расширение своих прав. Таким образом, со стороны деловых кругов провозглашалось нечто вроде моратория или перемирия в борьбе с политическим режимом.

И царское правительство поверило в искренность этих заявлений, тем более, что капиталисты не ограничились верноподданическими декларациями, а стали жертвовать огромные средства на нужды армии. Это и притупило бдительность охранителей старых устоев. 

Власть доверчиво стала относиться к появлению различных буржуазных организаций, деятельность которых была направлена на помощь фронту. Тем самым царизм фактически существенно содействовал ускорению процесса собирания сил буржуазии и повышению степени ее организованности.

Первые же месяцы войны показали, что русская промышленность не в состоянии справиться с задачей производства вооружения в необходимых для армии размерах. Положение усугублялось неспособностью бюрократических государственных институтов к хозяйственно-регулирующей деятельности. 

Несмотря на наличие довольно широкой системы казенных органов, выполнявших военно-хозяйственные функции, власть была вынуждена прибегнуть к помощи буржуазной «общественности», разрешив деятельность двух крупных организаций – Всероссийского земского союза (ВЗС) и Всероссийского союза городов (ВСГ), вначале ограничив их исполнением военно-санитарных функций. 

Здесь необходимо напомнить, что, создавая земские учреждения в 60-е годы XIX века, царская власть законодательно категорически запретила им всякие «горизонтальные» связи, то есть даже простое общение друг с другом. 

Земства были уездными и губернскими, а центрального земского учреждения не существовало. И это была оправданная мера, с точки зрения консервативных и реакционных кругов. Представители этих кругов в правительстве вполне обоснованно опасались возможного объединения земских и городских органов самоуправления. 

Но в войну пришлось допустить создание указанных выше организаций всероссийского масштаба. Этот шаг можно назвать прорывным в процессе дальнейшей организации буржуазии в борьбе за свои права.

В 1915 году на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных комитетов (ВПК) с участием буржуазии. Целью их формирования называлась необходимость «организовать всю неиспользованную мощь русской промышленности для удовлетворения нужд обороны государства». 

В течение двух месяцев был создан Центральный военно-промышленный комитет и 78 местных. Положение о них приняли в августе 1915 года. В нем говорилось, что ВПК создаются в целях содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Они занимались поставками и подрядами по заказам казны, организовывали по соглашению с военным и морским ведомством приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота. ВПК стали влиятельными организациями буржуазии, занимавшимися распределением военных заказов между промышленными предприятиями.

А затем последовало расширение компетенций Земского и Городского союзов: теперь и они получали право заниматься снабжением армии предметами военного снаряжения. Очень важным шагом к дальнейшему сплочению буржуазии явилось правительственное решение от 10 июля 1915 года об учреждении объединенного комитета ВЗС и ВСГ – Главного по снабжению армии комитета (Земгора), в задачу которого входило «успешное и планомерное содействие земств и городов в деле снабжения армии». 

Расширение компетенции Земского и Городского союзов, возникновение почти одновременно таких крупных органов по объединению промышленности для работы на военные нужды как ВПК и Земгор значительно повышало роль буржуазии в военно-хозяйственных мероприятиях и создавало перспективу распространения их влияния на общее руководство военной экономикой.

Но, допуская буржуазию (в лице ВПК и Земгора) к организации выпуска предметов военного назначения, правительство боялось усиления ее политического и экономического влияния. Поэтому, разрешив создание Земгора, оно не стремилось это широко афишировать, нередко наблюдались даже тенденции к ограничению его прав. Прежде всего это выразилось в том, что возникновение Земгора не нашло отражения в законодательных актах, не было закреплено и его правовое положение. 

Смысл такого активного участия буржуазии в государственно-общественных структурах, видимо, заключался в том, чтобы, продемонстрировав власти свою силу и возможности, добиться после войны серьезных политических реформ, которые бы привели к расширению прав этого класса и вообще к прогрессивным преобразованиям.

В итоге планы сторонников реформистского эволюционного развития России успешно воплощались в жизнь. Оставаясь в правовом поле, буржуазия встроила свои структуры в ткань государственного аппарата и постепенно, вполне легитимно, расширяла их полномочия с вынужденного согласия верховной власти. 

Параллельно с царским бюрократическим аппаратом уже вовсю действовали органы будущей новой власти. И совсем не случайно первым главой Временного правительства станет председатель Земгора князь Георгий Львов. 

Здесь мы согласимся с Владимиром Лениным, который писал: «За время войны российская буржуазия чрезвычайно быстро организовалась политически, забирая в свои руки и местное самоуправление, и народное образование, и съезды разных видов, и Думу, и военно-промышленные комитеты и т.д. Этот новый класс «почти совсем» был уже у власти к 1917 году».

В новых условиях борьба за свои права буржуазией понималась не в узком цеховом, классовом смысле слова. Теперь речь шла о том, чтобы буржуазия получила более широкие политические права. 

После Первой русской революции предприниматели получили доступ к законодательной власти. А в годы войны устами П.П. Рябушинского буржуазия выразила надежду, что развитие событий вынудит правительство призвать «вышедшую из ученических годов буржуазию на царский высший совет», то есть включить представителей либеральной оппозиции в состав правительственного кабинета. Тем самым буржуазия стала претендовать и на участие в структурах исполнительной власти. 

Однако надежды эти не оправдались. И тогда в 1915 году летом члены Госсовета и Госдумы создали так называемый Прогрессивный блок, поставивший вопрос о правительстве, ответственном перед Думой. Это был откровенно оппозиционный блок, твердо решивший добиться своих радикальных политических целей на фоне войны и острого монархического кризиса. 

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 7 июля