РАПСИ начинает новый цикл историко-правовых расследований. В нем мы рассмотрим предпосылки появления актуальных правовых норм, которые сегодня активно обсуждаются в рамках дискуссии о «новой этике». В первой серии материалов кандидата исторических наук, депутата Госдумы первого созыва Александра Минжуренко речь пойдет о влиянии различных этапов эпохи колонизации на трансформацию правовых и законодательных норм.
Тема защиты прав коренного населения стран, ставших колониями европейских государств, представляется сложной и многогранной. Колонизация Нового Света, Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии происходила в разное время и осуществлялась отдельными государствами с разными религиями и отличающимися друг от друга правовыми системами.
Поэтому говорить о некоем общем подходе к проблеме взаимоотношения колонизаторов с туземцами достаточно сложно. Хотя, разумеется, можно и должно выделить как общее, так и особенное. Разнообразие таких взаимоотношений вносилось также и тем, что колонизаторы сталкивались в новых землях с народностями, находящимися на разных этапах развития цивилизации, государственности и права.
Что толкало европейцев к захвату ранее неизведанных земель? Ответ на этот вопрос может быть двояким. С одной стороны, оставаясь на позициях материалистического понимания истории и исповедуя экономический детерминизм, мы можем сказать, что побудителем начала процесса захвата колоний явились ускорившиеся к концу XV века темпы развития производительных сил в Европе и бурное развитие торговли, особенно морской. Многие искали новые пути в Индию. И это будет верный и научный ответ.
Но если отвлечься от сугубо наукообразных формулировок, то снова задаешься вопросом, а что всё-таки в буквальном смысле двигало первыми завоевателями? Тут ответ более приземленный – жажда наживы, стремление достичь сказочной страны Эльдорадо, где, согласно легендам, было много золота, спрос на которое резко возрос в Европе. А самым неприглядным, но очень действенным мотивом для первопроходцев, было желание элементарно пограбить новые земли и их насельников.
И вот эта последняя мотивация и сопрягается с нашей темой о правах человека в колониях. Здесь уже кроется и краткий ответ на наш главный вопрос: а как обстояло дело с защитой прав человека в покоренных и оккупированных территориях по крайней мере на первых порах. Ответ понятен, если мы подумаем: а насколько озабочен грабитель правами своей жертвы?
Именно так обстояло дело с правами туземцев, куда прибывали первые экспедиции колонизаторов. Захватчики совершенно не считались с обычаями, традициями и интересами местного населения.
Особенно это относится к начальному периоду захвата земель аборигенов, когда покорители еще не думали о возможностях долговременной эксплуатации занятых территорий и покоренных народов. Все основные и элементарные естественные права коренных жителей грубо нарушались: их убивали и лишали свободы, отбирали ценности и имущество.
Самые первые представления о колонизации европейскими странами других континентов мы получаем, изучая завоевания районов Латинской Америки испанцами. Началось всё с открытия испанским мореплавателем Христофором Колумбом в 1492 году первых островов Карибского моря.
Интересно, что именно в этом же году взятием Гранады закончился длительный период Реконкисты – время освобождения Испании от мавров. А за долгие восемь столетий Реконкисты в Испании сформировался многочисленный класс военных людей, в том числе военных авантюристов, привыкших жить за счёт военной добычи, грабежей и мародёрства.
При этом они обычно прикрывались стремлением «распространить веру Христа» и освободить землю Иберии от неверных мусульман. Необходимо было срочно занять этих рыцарей новыми завоевательными проектами, иначе их дальнейшее пребывание в стране могло грозить социальным взрывом.
Это мы отмечаем, чтобы яснее представлять, что это были за люди, отправившиеся в другое полушарие на захват земель и каков у них был уровень общей и правовой культуры и правосознания. Наверное, здесь можно употребить современное словцо из лагерной лексики: это были «беспредельщики». О жестокостях конкистадоров ходили мрачные легенды. Поэтому ни о каких правах местного населения на жизнь, свободу и собственность говорить не приходится.
Однако самые первые опустошительные набеги, сопровождавшиеся массовым истреблением местного населения, сменились другими методами эксплуатации земли и населения.
Да, коренное население попало в правовое положение близкое к рабскому. И в ряде мест установились самые настоящие рабовладельческие порядки. Но все же в Испании к тому времени убедились в низкой эффективности использования рабского труда, и в метрополии уже царил более прогрессивный строй – феодализм.
И поэтому похожие феодальные порядки эксплуатации были перенесены на новую почву. Испанская колонизация таким образом носила ярко выраженный феодальный характер. В Америку были перенесены феодальный оброк (энкомьенда), барщина, системы патронажа и пеонажа.
Только реализовывались феодальные порядки в Америке в намного более жестких формах, чем в метрополии. Объяснялось это как отсутствием всяких сдерживающих правовых начал и институтов, так и тем, что испанские крестьяне на родине все же были единоверцами, а туземцы признавались непросвещенными, неверующими и невоцерковленными дикарями, с которыми можно было не церемониться.
Удивительно, но именно католическая церковь выступила первым защитником прав коренного населения Южной Америки. Нам представляется интересной развернувшаяся в то время дискуссия между оказавшимся в Америке епископом Бартоломе де лас Касасом и его оппонентами в Испании. Последние отстаивали «законность» вторжения испанцев на новые территории по праву сильного и оправдывали жестокое обращение с индейцами по причине их природной неполноценности. Епископ лас Касас выступал в защиту индейцев.
В 1512 году в Испании были приняты Бургосские законы, несколько смягчавшие систему принудительного труда индейцев, известную как энкомьенда. Но обеспечить исполнение этих законов было весьма затруднительно, так как контроль за его исполнением возлагался на малочисленный в колониях бюрократический аппарат.
Лас Касас в 1540 году приехал в Испанию, где ему удалось добиться издания Карлом V так называемых «Новых законов», которые ещё более ограничивали энкомьенду. В 1550-1551 годы при дворе Карла V в Вальядолиде состоялся диспут между Сепульведой и лас Касасом по вопросу об обращении с индейцами. Назначенная Карлом V комиссия в своем заключении в 1554 году признала верной точку зрения лас Касаса.
В отличие от англичан, которые изгоняли индейцев с их земель и истребляли, для испанцев как для католиков коренные американцы были «заблудшими душами», которых нужно было обратить в христианство.
Но самым губительным для коренного населения явились болезни, привезенные испанцами в Америку. Ни медицинской помощи, ни медикаментов, ни иммунитета против них у аборигенов не было. Смертность от эпидемий была колоссальной.
В целом гибель туземцев от непосильного труда, от массовых расправ при подавлении их восстаний, от многочисленных групповых самоубийств индейцев и болезней привела к тому, что численность местного населения в испанских колониях в течение XVI века сократилась с 17-25 млн до 1,5 млн человек, т.е. в 11-16 раз. Многие районы обезлюдели, а некоторые индейские народы (например, таино) вымерли полностью.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 8 декабря