Образование под флагом защиты прав человека нового государства – Соединенных Штатов Америки – обернулось массовым нарушением прав других людей, не являвшихся белыми колонистами. Американское правительство и власти отдельных штатов стали проводить политику захвата земель индейцев все более активно и наступательно. 

Об американской политике геноцида рассказывает в пятом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Новое американское государство интенсивно расширяло свои границы, не считаясь с правами коренного населения на осваиваемые территории. Попытки индейцев отстоять свои права на землю жестоко подавлялись с применением вооруженных сил. Под эти акты насилия подводилась и соответствующая правовая база.

В 1823 году Верховный суд США в серии ряда решений сформулировал принципы Доктрины открытия. По этой концепции народ, открывший новые земли, получает на них право собственности, а аборигены этих земель сохраняют право жить на этой земле, но не владеть ей. 

Согласно данной доктрине, право собственности на вновь открытые земли находится в распоряжении правительства, чьи подданные открыли эту территорию. Данная доктрина использовалась с целью лишения аборигенного населения права собственности на землю, которая по доктрине считалась «ничейной», в пользу колониальных или постколониальных правительств. 

На основании данного документа председатель Верховного суда Джон Маршалл объяснял претензии колониальных властей на открытые ими земли в эпоху великих географических открытий. Он считал, что доктрина является обычным фактом, поскольку переход земель в руки белых поселенцев имел место, а значит, этот процесс следовало признать как реальность. 

Доктрина основывалась на якобы более низком уровне развития коренного населения, чьи права для Маршалла имели второстепенный характер по сравнению с правами белого населения. Логическим ее следствием стало принятие в 1830 г. Закона о переселении индейцев.

Доктрина открытия была реализована в законе 1825 года: индейцы теряли собственность на землю, если ее «открывали» граждане США. А в 1830 году начались масштабные переселения больших индейских племен на пустые и малопривлекательные земли. В 1867 г. переселять начали в резервации, на неплодородные земли. 

Изгоняемым с родных мест индейцам навязывали договоры, согласно которым те или иные новые земли отводились в их владение. Но если на этих территориях находили золото или другие полезные ископаемые, туда приходили белые, а индейцам силой навязывали новые, все более кабальные и невыгодные договоры. 

Доктрина открытия фактически была производной от доктрины завоевания, более откровенной и грубой. Американцы, можно сказать, только «модернизировали» и переформулировали прежнюю средневековую доктрину, прямо оправдывающую насилие по отношению к коренным народам и захват их земель. 

Доктрина открытия в равной степени относилась и к правовому статусу территорий, и к правовому статусу населения этих территорий, приобретённому в обоих этих случаях вследствие единого факта — завоевания, то есть военного поражения побеждённых. 

При этом именно на доктрине завоевания изначально зиждился колониализм, и лишь потом была сформулирована доктрина открытия, как правило, против притязаний иных колониальных государств и их подданных, иначе говоря, для разрешения споров с другими завоевателями в точках пересечения взаимных интересов.

Итак, с первой половины XIX века, со сменой правовых доктрин, завоеватель уже назывался не завоевателем, а «первооткрывателем» новых земель. Новая доктрина была на самом деле основным правилом игры между захватчиками из разных колониальных государств при дележе территорий и обосновывала лишение прав на землю местных индейцев. 

По отношению же к правам коренного населения на свою землю фактически продолжала действовать доктрина завоевания, стыдливо спрятавшаяся за доктрину открытия, которая точно так же обосновывала права сильного на трофей.

Эта доктрина имела и имеет до настоящего времени значение в сфере публичной политики, взаимного признания границ и принадлежности территорий, а ранее — прежде всего, для исключения притязаний одних колонизаторов на потенциальные территории других, чтобы они не мешали друг другу, а договорились и разделили мир заранее, заодно исключив из сделки любых иных колонизаторов. 

Применение её Джоном Маршаллом в США в 1823 году является искусственным привлечением доктрины из международного публичного права в сферу отношений внутреннего гражданского и административного права, причём с единственной целью — юридически закрепить результаты колонизации, не используя терминологию доктрины завоевания.

Согласно этой концепции, племена, которые занимали североамериканские земли, были в момент открытия не вполне суверенными и не имели права собственности на землю, но скорее право проживания на ней. И только открывающая нация или её правопреемник может получать право собственности на землю аборигенов путём её завоевания или приобретения. Местные жители были не вправе продавать землю отдельным гражданам, а только правительству страны-открывателя. 

В ходе реализации законов, нарушавших естественные права индейцев, американцы прибегали к грубому насилию. Насильственные переселения индейцев проводились в негуманных жестких формах, что приводило к высокой смертности среди изгоняемых. 

Черной страницей в истории США остается печально известное выселение в 1838-1839 гг пяти цивилизованных племен — чокто, крикс, чикасавов, чероки и семинолов. 

Чероки, которые к этому времени создали письменную конституцию по образцу Конституции Соединенных Штатов, газеты школы и госучреждения в своих населенных пунктах, попытались воспротивится изгнанию, но федеральные войска выселили их силой. Около четырех тысяч чероки погибли во время переселения из-за плохого планирования со стороны правительства Соединенных Штатов. Этот исход известен как Тропа слез. Более ста тысяч американских индейцев пересекли реку Миссисипи, покидая собственные земли, отнятые белыми колонизаторами.

Таким образом, если политика, проводимая ранее английской колониальной администрацией по отношению к коренному населению, вполне заслуживает самых отрицательных оценок, то какие тогда оценки могут быть даны такой же политике, проводимой американским правительством, намного более жестко и даже жестоко? Пожалуй, это можно назвать только геноцидом.

[Правительство Соединенных Штатов не случайно отказалось ратифицировать конвенцию ООН о геноциде. И это понятно. Многие аспекты геноцида были реализованы на коренных народах Северной Америки. Список американской политики геноцида включает в себя: массовое истребление, биологические войны, принудительное выселение из родных мест, лишение свободы, внедрение ценностей, отличных от коренных, вынужденная хирургическая стерилизация местных женщин, запрет на проведение религиозных обрядов и т.д.]

Молодая американская нация, сама плодотворно использовавшая теорию естественного права применительно к себе, решила лишить такого права коренное население Северной Америки. Это массовое нарушение прав человека привело к катастрофическим последствиям. Согласно исследованию авторитетного ученого Рассела Торнтона, в Северной Америке до пришествия европейцев проживало около 15 миллионов человек. На начало ХХ века их осталось не более 200 тысяч.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ в новом году