Тренд на экологичность становится все более значимым для России. В этой связи становится важным не только то, что компания производит, но и то, каким образом она это делает. Российские нефтегазовые компании одними из первых подхватили «зеленую повестку». В связи с этим особое внимание приковано к Арктике – месту, где разворачивается борьба не только за международное влияние и ресурсы, но и за сохранение арктических обитателей. Первой экологически ответственной компанией региона стала «Роснефть». Именно она сейчас является флагманом по защите краснокнижных обитателей российского севера.

О том, почему для крупнейшего игрока нефтяного рынка стало принципиально важно не только добывать, но и защищать, и как эта защита сочетается с изменениями в экологическом законодательстве, — в новом материале РАПСИ.


В октябре прошлого года Владимир Путин утвердил Стратегию развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности до 2035 года, подчеркнув, что северные территории являются объектом приоритетных интересов России, а значит, страна будет активно развивать их в течение следующих десятилетий.


Владимир Путин:

«Россия будет прирастать, конечно, Арктикой и северными территориями, это совершенно очевидные вещи. Все происходящее на этих территориях представляет интерес для России, поскольку более 70% страны находится в северных широтах. Поэтому освоение Арктики — будущее России, особенно в части добычи полезных ископаемых».


За этим последовала череда изменений налогового законодательства, оказавших непосредственное влияние на бизнес-структуры региона. Так, для привлечения инвестиций в Арктику правительство решило до 2% снизить ставки по льготным кредитам на инфраструктурные и производственные проекты. Резиденты арктической зоны теперь смогут рассчитывать и на снижение ставок страховых взносов до 7,5%, обнуление федеральной части налога на прибыль, а также на снижение ставки по налогу на добычу полезных ископаемых до 5%. Кроме того, в Арктике будет применяться процедура свободной таможенной зоны.

Битва за северные широты

Такое пристальное внимание к арктическому региону не случайно. Таяние льдов и изменение климата обострили борьбу стран за ресурсы и влияние в Арктике. Выступая на международном климатическом саммите в апреле 2021 года, американский министр обороны Ллойд Остин открыто заявил о нарастающем противостоянии в регионе.


Ллойд Остин:

«Арктика тает, и состязание за ее ресурсы, и влияние в регионе нарастает. Повышение температуры в районе экватора угрожает миллионам людей засухой и голодом. В этой связи США должны сделать все возможное, чтобы американцы могли находиться в безопасности».


В то же время отчеты ООН и международных экспертов только подогревают интерес мировых держав к арктической повестке. Согласно опубликованному в 2020 году докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата, температура будет продолжать повышаться, по крайней мере, до середины XXI века, а значит, ледники будут активно таять. По прогнозам экспертов, Арктика может оказаться практически свободной ото льдов в период между 2040 и 2060 гг.

Подобные климатические прогнозы повышают значение российского Северного морского пути в системе международных перевозок. Ведь в условиях глобального потепления судоходство по нему становится практически круглогодичным. А если Арктика продолжит таять, то для навигации больше не потребуются ледоколы, что, безусловно, повлечет огромный рост ее транспортной привлекательности.

Экологическая повестка

Однако повышение транспортной нагрузки на регион, улучшение условий для ведения бизнеса и международный интерес могут повлечь за собой и негативные последствия. Специалисты опасаются, что такой ажиотаж отрицательно скажется на экологии региона. Ведь Арктика – крайне уязвимая экосистема, от состояния которой зависит благополучие обитателей всей планеты.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) России уже сейчас пессимистично оценивает нагрузку на экологию арктической зоны. В этой связи огранизация призывает перевести суда в Арктике на сжиженный природный газ. По мнению представителей фонда, использование флотского мазута наносит непоправимый вред морским экосистемам, в том числе морским млекопитающим.


«Из-за активного развития Северного морского пути возрастает нагрузка на экосистему от судоходства. Сейчас 75% арктических судов использует самое грязное судовое топливо - флотский мазут или СОТ (судовое остаточное топливо). При аварийном разливе мазут наносит непоправимый вред коренным народам Арктики и морским экосистемам: гибнут птицы, рыбы, звери», — комментирует ситуацию руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников.


Экологической обстановкой в регионе обеспокоены не только представители общественных организаций, но и крупный бизнес. Так, забота об окружающей среде в Арктике – один из ключевых приоритетов деятельности компании «Роснефть». Она реализует целый ряд инициатив, направленных на сохранение и восстановление природных ресурсов, а также изучение биоразнообразия на севере страны.

В 2011 году компания учредила «Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок», важным направлением в работе которого стало содействие обеспечению экологической безопасности проектов в том числе путем их экологического мониторинга.

Масштаб проводимых экологических инициатив компании впечатляет: «Роснефть» предусмотрела выделение 300 миллиардов рублей на инвестиции в экологию в период с 2018 по 2022 гг. Такой объем финансирования позволил воплотить в жизнь поистине уникальные проекты, в частности Программу сохранения биологического разнообразия морских экосистем.  В рамках этой Программы эксперты компании подготовили перечень видов-индикаторов устойчивого состояния арктических экосистем, а также проанализировали данные о встречаемости этих видов. Особое внимание в Программе уделено редким и охраняемым видам.

В частности, «Роснефть» совместно с Институтом проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН и Центром морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова ведет экспедиционные исследования моржей. Компания считает сохранение этих животных и мест их обитания одной из ключевых задач в области экологии и защиты окружающей среды. К настоящему моменту усилиями экспертов впервые был обследован архипелаг Земля Франца Иосифа, Оранские острова и остров Виктория; проведено подробное картирование известных лежбищ моржа, описаны новые места их обитания, проведен учет моржей с использованием беспилотников.

В фокусе научно-исследовательской деятельности НК не только моржи, но и белые медведи. Экспедиции по местам обитания представителей вида «Роснефть» инициирует с 2014 г. В результате этих многолетних исследований собран впечатляющий объем информации, который существенно дополняет современное представление о местах обитания и состоянии популяции белого медведя.

Законодательные тренды

Деятельность компании «Роснефть» в экологической сфере, безусловно, соответствует духу времени. Тренд на защиту животных набирает обороты по всему миру. Примечательно, что такая тенденция начинает отражаться и на законотворчестве: последние пять лет Госдума уделяла особое внимание решению проблем, связанных с защитой животных.


«Принятие некоторых законов, в частности исключающих жестокое обращение с животными, было для депутатов делом принципа. В ходе работы мы столкнулись с серьёзным сопротивлением, но смогли его преодолеть. В конечном счёте благодаря поддержке общества принципы гуманности в обращении с животными возобладали», — отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин.


Закон был принят в 2019 году, но уже в 2021 был существенно доработан с тенденцией на гуманизацию. Сейчас в законодательстве определено, что животное является не вещью, а живым существом, испытывающим эмоции, в том числе боль и страдания. Кроме того, документ предусматривает наказание для живодеров. К ответственности злоумышленников можно привлечь не только за гибель животного или нанесённое ему увечье, но и за действия, причинившие ему боль и страдание.

В то же время не все законодательные инициативы в отношении животных были встречены позитивно. Большим резонансом в обществе и СМИ отозвались поправки в федеральные законы «О животном мире» и «Об охоте». Несмотря на разъяснения министерства природных ресурсов о том, что внесенные изменения лишь устраняют дублирующие нормы, представители общественных организаций усмотрели в поправках возможность легальной охоты на животных, занесенных в Красную книгу.

Суть претензии общественных организаций состоит в том, что в предыдущих редакциях животных, занесенных в Красную книгу, можно было отлавливать в исключительных случаях: для научно-исследовательской, образовательной деятельности либо в целях акклиматизации, переселения охотничьих ресурсов. Кроме того, отдельным постановлением правительства оговаривался отлов краснокнижных животных в целях сохранения объектов животного мира, мониторинга состояния их популяций, регулирования их численности и охраны здоровья населения. При этом в законе «Об охоте» был подчеркнут запрет на отстрел животных. Такая мера допускалась лишь в исключительном случае угрозы жизни человека, например, при нападении тигра или медведя.

В новой же редакции закона на основании статьи о регулировании вопросов добычи животных, их можно не только отлавливать, но и отстреливать. Именно эта перспектива и настораживает представителей некоторых общественных фондов.

Но не все представители общественных организаций разделяют подобные опасения. Так, эксперт WWF России Владимир Кревер считает, что формулировка ничего принципиально не изменяет, ведь выдача или невыдача разрешений будет зависеть не от ученых, а от Росприроднадзора.

Безусловно, такие законодательные изменения создают дополнительную нагрузку не только на общественные организации, но и на экологически ответственный бизнес. Ведь именно таким компаниям придется следить за практикой применения новых законодательных норм, огораживая животный мир не только от своей деятельности, но и от тех, кто захочет использовать законодательные новшества в своих целях.