Президент России обсудил с правозащитниками наиболее острые вопросы российской правовой среды и общественной жизни.


Встреча Владимира Путина с членами президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) стала, пожалуй, самым открытым и честным обсуждением главных болевых точек российской общественной жизни в уходящем году. Были затронуты актуальные проблемы правовой среды, о решении которых РАПСИ рассуждает вместе со своей аудиторией на протяжении всего года: это и продуманное введение системы QR-кодов, и развитие цифрового права, защита интересов граждан в сетевом пространстве, вопросы гуманизации правосудия. Президент, в свою очередь, сообщил о мерах, которые по обсуждаемым направлениям уже ведутся – их, как оказалось, немало. Кроме того, Путин обещал правозащитникам самым тщательным образом рассмотреть и принять соответствующие решения по актуальным вопросам. Встреча, как рассказали РАПСИ ее участники, длилась дольше, чем когда бы то ни было – более пяти часов глава государства обсуждал с защитниками прав человека главные беды российской действительности. 

Заслуги правозащитников и цифровое право

В начале встречи президент подчеркнул важность той гражданской миссии, которую с честью выполняет СПЧ, и перечислил основные достижения Совета. Так, благодаря настойчивости правозащитников, подчеркнул Владимир Путин, были внесены изменения в законодательство, защищающие граждан от злоупотреблений со стороны микрокредитных организаций: теперь взять кредит под залог единственного жилья нельзя. Новая норма позволит уберечь россиян от судьбы тысяч соотечественников, потерявших единственную квартиру из-за кабальных условий договора с микрокредитной финансовой организацией. Кроме того, среди решений, реализованных с участием Совета, меры по «приземлению» иностранных IT-компаний, которые теперь должны открывать свои представительства в России. В целом, парадигме цифрового права и защите прав россиян на просторах Мировой сети в ходе встречи было уделено значительное внимание. «Сейчас в интернете, на транснациональных платформах наблюдаются массовые случаи мошенничества, злоупотребления персональными данными граждан, а также распространения противоправного контента, в том числе затрагивающего интересы детей. При этом людям фактически некуда жаловаться, обратиться за восстановлением своих прав», - отметил президент. Тему защиты прав в цифровой парадигме поддержал глава СПЧ Валерий Фадеев: «Слежка за гражданами частными компаниями, соцсетями, платформами, банками, мобильными операторами и так далее… Слежка, которая нарушает важнейшее право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны. При этом добровольность передачи персональных данных оказывается профанацией…», - сказал Фадеев, отметив также и актуальность проблемы навязывания товаров и услуг граждан через цифровые источники. 

Очевидно, что развитие как регулирующих инициатив, так и воплощение решений по реализации экономического потенциала цифровой среды и в будущем году будет одним из важных направлений работы правозащитников. Президент также отмечает большое значение данного направления.

Правозащитники против пыток и избыточных арестов

Вторым – и, очевидно, наиболее резонансным – выступлением стал доклад правозащитника, члена СПЧ и ОНК Москвы Евы Меркачевой. Меркачева затронула тему пыток в российских колониях, громко звучащую в обществе на фоне новостей о подобных злодеяниях в ОТБ-1 в Саратовской области. Меркачева, однако, говорила о сложившейся практике подобных преступлений в целом и попросила президента обратить отдельное внимание на Иркутский регион, где заключенным, которые официально признаны потерпевшими от пыток, параллельно пытаются вменить организацию бунта. В ответ на выступление правозащитника Владимир Путин сообщил, что Советом Федерации уже начата работа над поправками в уголовное законодательство, закрепляющими понятие состава преступления «пытки». 

Меркачева также подробно остановилась на теме избрания мер пресечения для подследственных. Здесь правозащитник привела в пример дело ректора «Шанинки» Сергея Зуева, которого заключили в СИЗО, несмотря на ненасильственный состав инкриминируемого ему преступления и серьезные проблемы со здоровьем. В обсуждении дела Зуева Меркачеву поддержали и другие члены СПЧ. Президент согласился с правозащитниками. «Не вижу необходимости держать его за решеткой», — отреагировал Путин. 

Отдельной темой доклада стал вопрос пробации заключенных и расширение практики исправительных центров. «Я прошу поддержать – есть просто замечательный законопроект о пробации, который разработал Минюст при участии правозащитников. Если бы он работал, это была бы просто, поверьте, фантастика, потому что этих людей научили бы ещё там, за решёткой, жить, привлекали бы различные НКО к этому делу. Когда бы такой человек освобождался, его бы «за воротами» ждали те люди, которые трудоустроили бы его, помогли вернуть ему жильё и вообще помогли как-то адаптироваться в этом мире», — сказала правозащитник.

Доклад Меркачевой получил лаконичную, но уверенную поддержку: «Все, что вы перечислили, безусловно, подлежит самому внимательному рассмотрению и после этого рассмотрения — принятию», — сказал глава государства. «Что тут комментировать? Всё правильно Вы говорите, работать надо по этому направлению последовательно и добиваться нужных нам результатов», — резюмировал также президент. 

Ева Меркачева поделилась с РАПСИ своими впечатлениями по итогам встречи президента с членами СПЧ. «У меня очень хорошие остались впечатления по итогам нашей встречи. Встреча длилась дольше, чем когда бы то ни было, она проходила почти 5 часов. Президент дал слово всем, кто хотел выступить, и всем отвечал. Что касается моего доклада — он был достаточно длительным и касался трех тем. Первая – пытки в местах заключения, вторая – помещение людей в СИЗО на стадии следствия по экономическим статьям, а также нетяжким и ненасильственным преступлениям. Третья тема — пробация осужденных: что делать с теми гражданами, кто освобождается из мест заключения, как их готовить к этому», — рассказала Меркачева корреспонденту РАПСИ. — Та реакция, которую президент продемонстрировал в ответ на мое выступление про пытки, мне кажется, лучшая из возможных. Президент, разумеется, знал об этих громких фактах. Возможно, в моем докладе и было для него нечто новое, но в основном он ситуацию понимал. Его ответ был коротким, без намека на популизм: президент согласился со всем и сказал, что нужно действовать. Все остальное было бы популизмом и чем-то нарочитым. По поводу того, что нужна статья о пытках в Уголовном кодексе (ее принятием мы, отмечу, выполним международные конвенции) также могу сказать: ответ президента был лаконичным, точным. Ответ, который говорит о том, что все наши предложения по борьбе с пытками поддерживаются. Реакция Путина на часть доклада по избранию мер пресечения, тоже меня полностью удовлетворила: президент сказал, что нужно избирать альтернативные меры, а не сажать всех подряд в СИЗО. Мне лично эта встреча показалась очень продуктивной, но, конечно же, в конечном итоге все будет зависеть от поручений ведомствам», — считает Меркачева.

Как отметила правозащитник в беседе с корреспондентом РАПСИ, в СПЧ надеются, что будет дано поручение Верховному суду (ВС) РФ по анализу избрания мер пресечения по регионам. «Мы бы хотели, чтобы Верховный суд еще раз подчеркнул: избирать меру пресечения в виде содержания под стражей надо в самом крайнем случае! Верховный суд об этом говорил, и не один раз. Но, видимо, стоит это повторять постоянно на более высоких нотах», — заявила Меркачева.

Владимир Путин также отметил необходимость как применения альтернативных мер пресечения, так и – для осужденных граждан – расширение практики наказаний в виде принудительных работ. Следует отметить, что одним из основных направлений реализуемой концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 является более широкое применение принудительных работ как уголовного наказания, не связанного с лишением свободы. Эта мера позволит социализировать осужденных и подготовить их к самостоятельной жизни в обществе. Граждане, занятые на принудительных работах, проживают в исправительных центрах, в том числе расположенных на объектах, принадлежащих предприятиям: они носят гражданскую одежду, оформлены на предприятии по трудовому договору, получают заработную плату и медицинское обслуживание, могут совершать покупки и пользоваться социальной инфраструктурой, элементами городской среды. В настоящее время 359,6 тысяч человек отбывают наказания в исправительных учреждениях, из них более 180 тысяч осужденных имеют право на замену лишения свободы наказанием в виде принудительных работ и могут быть направлены в исправительные центры. Концепцией предусмотрено увеличить количество мест для осужденных к принудительным работам до 80 тысяч к 2024 году, а затем довести это количество до 100-110 тысяч. В 2022 году планируется создание 20 000 мест в исправительных центрах. Подобный центр на 186 мест, например, функционирует в Зеленограде. 

Взвешенное решение по QR-кодам

В ходе встречи ожидаемо был поднят один из злободневных вопросов: реализация законодательных инициатив о введении QR-кодов о вакцинации. В этом вопросе, как отметил Владимир Путин, власти постараются не допустить никаких опрометчивых решений. «В значительной степени проект закона носит рамочный характер, в этом смысле, конечно, должен быть проработан еще дополнительно и на местах, в регионах Российской Федерации», — сказал глава государства. Кроме того, президент подчеркнул, что до введения QR-кодов на транспорте следует убедиться в готовности к этому всей системы. Владимир Путин также заявил о необходимости взвешенного подхода к реализации данных инициатив, а также напомнил, что в подобных условиях находятся все страны, которые могут позволить себе вакцинацию населения (почему в России по сравнению с Европой к соблюдению гражданских прав в вопросе вакцинации относятся с большим пиететом, проанализировало РАПСИ). 

«Исхожу из того, что мы вместе с вами, с профессиональным сообществом найдем решение, гарантирующее права всех граждан. Будем над этим самым внимательным образом работать и никаких опрометчивых решений постараемся не допустить», — заявил президент.

Безопасность дома и признание тех, у кого дома нет

Член СПЧ, журналист Марина Ахмедова подняла вопрос о защите прав бездомных граждан – зачастую им непросто получить медицинскую помощь, особенно плановую: за ней надо обращаться в медицинское учреждение по месту жительства, которого у таких граждан попросту нет. Законодательные изменения, позволяющие бездомным регистрироваться в социальном приюте, где они размещены, или в подобных учреждениях, помогли бы эту проблему урегулировать. Кроме того, необходима больница для таких граждан, где им будут оказывать квалифицированную медицинскую помощь. Были упомянуты и другие решения, которые помогут социализировать людей, долгое время живущих на улице — например, раздача специальных социальных сим-карт, с помощью которых асоциальный прежде человек может выйти на связь с государственными социальными и медицинскими службами. Президент положительно оценил эти предложения.

Социальный тренд обсуждения также поддержал член СПЧ Кирилл Кабанов — он поднял вопрос профилактики буллинга в школах, а также предложил обсудить квалификацию педагогического состава. «Это очень чувствительная сфера, которая беспокоит все общество. Буллинг, продвижение в наш социум западной культуры... Хотя к культуре это не имеет никакого отношения», — заметил Владимир Путин. Решение данного вопроса, по мнению президента, требует комплексного подхода. Кроме того, по его мнению, меры по переподготовке учителей также возможны, но внедрять их следует аккуратно. Обсуждалась и тема принятия законопроекта по профилактике семейно-бытового насилия – Владимир Путин напомнил, что соответствующий законопроект был одобрен в том числе и Экспертным управлением президента. Глава государства согласился с важностью скорейшего принятия законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия, но напомнил, что необходимо снять опасения граждан, касающиеся возможности внешнего вмешательства в жизнь семьи. 

Тонкий вопрос самообороны

В ходе встречи была обсуждена тема правового регулирования самообороны: президент поручит Верховному суду обобщить практику по делам о превышении самообороны и представить предложения по совершенствованию норм. Как отметил глава государства, необходимо, чтобы «средства защиты не превышали средств нападения». Вопрос это тонкий, считает президент. В то же время, в этом направлении необходимо урегулировать на законодательном уровне: «Защитить людей, которые защищаются сами и защищают жизнь и здоровье других граждан, безусловно, нужно. Давайте так и сделаем», — сказал Путин.