В России проживает около 40% населения всей Арктики, поэтому наша страна как никакая другая заинтересована в рациональном использовании этого региона и сохранении окружающей среды. Недостаток международных правовых норм, однозначно регулирующих ответственность за нанесение вреда арктическим территориям различными субъектами и государствами, позволяет России стать первопроходцем в этом при увеличении масштабов своего присутствия в Арктике. В частности, приоритет российских технологий в функционировании Северного морского пути (СМП) — в т.ч., ввод в эксплуатацию масштабного судостроительного комплекса – позволит гарантировать выполнение всех специфических для условий Крайнего Севера экологических требований, которые в российском законодательстве прописаны особенно строго. Это именно тот контекст, когда понятие «монополизм» приобретает исключительно позитивную коннотацию: столь сложному региону для поступательного развития в условиях новых вызовов — и экономических, и климатических – нужна доминантная поддержка мощной, надежной государственной компании, коей в данном случае выступает «Роснефть».

РАПСИ изучает, как производственная деятельность «Роснефти» и проектов компании способствует формированию особого «арктического права».


«Арктика – совершенно уникальная территория, роль которой с каждым годом будет только возрастать. Мы все видим, что меняется климат, и то, как он меняется, влияет и на экономику», — обозначил государственное значение развития региона президент Российской академии наук Александр Сергеев.

Одним из важнейших аспектов последствий таких изменений является естественное превращение арктических территорий в транспортную артерию мирового масштаба. Глобальное потепление и развитие технологий уже заметно стали влиять на изменение сроков навигации в Северном Ледовитом океане. Обычно судоходство в российском секторе Арктики начиналось в июле и длилось до ноября. 

Однако уже в 2020 году навигация продлилась 9 месяцев. В частности, впервые в истории ледокол (газовоз) прошел по востоку Севморпути в мае. В 2021 году танкер впервые прошел в восточном направлении трассы в январе, причем проходку он осуществил за 11 суток самостоятельно, без сопровождения ледоколов. 

Ожидается, круглогодичная навигация по Севморпути станет возможна уже через три года, в 2024 году. Такие сроки делают особенно актуальным вопросы развития государственной программы по освоению данной артерии – обеспечении ее собственной инфраструктуры и транспортом, что является залогом не только экономического развития, но и экологической безопасности.

Правительство в последние годы приняло ряд стратегических документов по развитию северных территорий страны. В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» определяются основные национальные интересы России: использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны; сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества; сбережение уникальных экологических систем Арктики; использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике.

Последний пункт имеет ключевое значение, поскольку именно его успешная реализация станет гарантом доминирования России в регионе, что позволит обеспечить выполнение всех остальных задач, включая защиту экологии. 

Важнейшим шагом к успешному воплощению в жизнь этого пункта является расширение собственного флота СМП. Ключевым решением стало создание по поручению президента России Владимира Путина консорциумом инвесторов во главе с «Роснефтью» судостроительного комплекса (ССК) «Звезда», который может обеспечить полное импортозамещение танкеров для арктического региона. 

Судостроительные мощности «Роснефти» как гарантия развития СМП

Уже известно, что к 2027 году «Роснефть» построит на ССК 10 нефтеналивных танкеров Arc-7. Первый из них будет готов уже в 2024 году (предположительному сроку перехода на круглогодичную навигацию). Как отметил вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин, создание с нуля сверхсовременного судостроительного кластера является началом формирования абсолютно новой для нашей страны отрасли промышленности — крупнотоннажного гражданского судостроения. 

Необходимость развития СМП, призванного стать ключевой транспортной артерией Евразии (Севморпуть может стать выигрышной альтернативой Суэцкому каналу по причине экономии порядка двух недель времени в пути и ввиду сохранения кратных этому тонн топлива), была обозначена Путиным в Указе от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Тогда же развитие СМП стало приоритетным направлением в национальном проекте «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».

Долгое время значительным препятствием в реализации этой задачи выступала необходимость закупать танкеры за рубежом. Эта проблема существовала еще в советские времена. Как отмечал Шишкин, в СССР военные верфи были конкурентоспособны, но гражданское судостроение не дотягивало до общемировых стандартов, и крупная сложная морская техника закупалась за границей. 

В последние годы для перевозки углеводородов по СМП газовозы закупались в Южной Корее. Доля производителей этой страны на рынке наиболее дорогих и высокотехнологичных судов составляет около 50%. 

Ситуация начала меняться в 2015 году после создания ССК «Звезда» консорциумом во главе с «Роснефтью». Поэтапный ввод в эксплуатацию всего комплекса должен завершиться к концу 2024 года. На «Звезде» уже работает более 4,5 тыс. человек, а к моменту ввода всех объектов в эксплуатацию это число превысит 7,5 тыс. человек. Уже сегодня портфель заказов судоверфи превышает 50 суден. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает компания «Роснефть», разместившая на судоверфи заказ на 28 судов. 

В продуктовую линейку «Звезды» войдут суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначений, в том числе техника, которая ранее в России не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений.

ССК «Звезда» уверенно выходит на мировой рынок. Строительство новых танкеров «Роснефти» позволит увеличить перевозку углеводородов по Северному морскому пути, а значит, и их добычу в северном регионе страны, что приведет к ускорению экономического развития ряда субъектов России, в частности эффективно реализовать амбициозные планы России по развитию Дальнего Востока, сходятся во мнении эксперты.

Не менее важно, что производство танкеров в России позволит учесть все высокие экологические стандарты, прописанные законодательством нашей страны (в частности, Федеральными законами «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе»). Таким образом, использование только отечественной техники и инфраструктуры в Арктике (в т.ч. и зарубежными компаниями) позволит по факту сделать российские экологические нормы международными. 

Для обеспечения реализации национальных целей и стратегических задач развития России до 2024 года Путин поставил перед правительством задачу обеспечить увеличение грузопотока по Севморпути до 80 млн тонн. По итогам 2021 года объем перевозок грузов в арктической акватории составил примерно 34 млн тонн, что превысило целевой показатель на год — 32 млн тонн. Почти 80% перевозок составили углеводороды: нефть и нефтепродукты — 7,7 млн тонн, сжиженный природный газ и газоконденсат — 19,6 млн тонн.

Соответственно, без задействования углеводородных ресурсов арктического региона гарантировать требуемую загрузку СМП практически невозможно. В этой связи логичным решением становится реализация проекта «Восток Ойл», предусматривающего строительство морских терминалов с перевалкой до 100 млн тонн в год. 

Как отмечал ранее глава «Роснефти» Игорь Сечин, «Восток Ойл» обеспечит огромную синергию для промышленности России. Уже известно, что кластер «Роснефти» на базе месторождений в Красноярском крае к 2030 году может обеспечить добычу в 100 млн т нефти в год, что с запасом обеспечивает реализацию плана Путина.

Такой последовательно проводимый НК «Роснефть» комплекс мероприятий позволяет не только создать межотраслевую синергию, развитие, как новых добывающих проектов, так и инфраструктуры, но и создает экономическую основу для отстаивания государственных интересов в таком приоритетном регионе, как Арктика.