Майнинг криптовалют в РФ должен стать предметом регулирования, а не запрета. Разбор позиций Центробанка и Минфина в отношении будущего криптовалютного рынка в России.


Между Центробанком (ЦБ) и Министерством финансов России возник спор касательно будущего криптовалютного рынка. Если коротко: ЦБ выступает за полный запрет криптовалюты — как её выпуска, так и её использования в качестве инвестиций; Минфин же — за регулирование её рынка, не исключающее появление рынка нерегулируемого. 

Подобная дискуссия ведётся и в правительстве РФ, которое склоняется к позиции Минфина, но и принимает к сведению предложения ЦБ. Промежуточный итог споров — запрета на майнинг и владения криптой не будет, но в качестве средства платежа использование «крипты» не предусматривается.

Ранее Центробанк опубликовал консультационный доклад на тему криптовалют, в котором выдвинул несколько предложений о регулировании этой сферы в России. Так, один из пунктов предполагал законодательный запрет их оборота и майнинга в стране. При этом владение криптовалютой никак бы не ограничивалось. За нарушения этих требований регулятор предложил ввести штрафы.

Перед тем как попытаться разобраться в данной проблеме и в позициях госслужб, следует учесть, что основные опасения ЦБ относительно стремительного распространения криптовалют в России связаны прежде всего с их чрезвычайной волатильностью. Помимо спекулятивного спроса, одной из причин, по которой на биржах продолжают происходить сбои, являются базовые расхождения по поводу того, как воспринимать криптовалюту — как валюту или как товар. Поэтому обсуждение вопросов инфраструктуры криптоиндустрии в России до урегулирования правового статуса криптовалют и порядка их налогообложения выглядит бесперспективно.

В странах, где сегодня установлен контроль за крипторынком, законодательное регулирование отличается в зависимости от заданного значения криптомонет. Подробнее в специальной таблице

В России единственным документом, регулирующим использование криптовалют, сегодня является закон «О цифровых финансовых активах». В нем, в частности, дается определение терминам «цифровая валюта» (криптовалюта) и «распределенный реестр» (блокчейн). Однако содержание этого документа оставило едва ли ни больше вопросов, чем дало ответов. 

В частности, отмечалось, что в отличие от ряда зарубежных стран, в законе нет регулирования для некоторых типов токенов и криптовалют с разным функционалом и сущностью. При этом под определение цифровой валюты могут подпадать бонусы, а также используемые в электронной коммерции сертификаты. За рамками понятий остались многие виды деятельности, прежде всего, майнинг.

Главное, что уравнивание терминов «криптовалюта» и «цифровая валюта» не позволяет до конца внести ясность в понятийную правовую базу для всего крипторынка. Цифровая валюта — это деньги, которые используются в интернете и обладают всеми характеристиками традиционных денег, в то время как криптовалюта отличается децентрализованным управлением на блокчейне и анонимностью пользователей. 

В документе присутствуют противоречащие друг другу нормы. Цифровая валюта, согласно закону «О ЦФА», признается средством платежа, однако статья 14 запрещает юридическим и физическим лицам расплачиваться криптовалютой за предоставленные им/ими товары и услуги. Сегодня в России разрешены покупка, продажа, обмен и владение криптовалютой, однако ее нужно декларировать. 

Согласно пункту 6 статьи 14 нового закона, судебная защита прав на цифровую валюту возможна лишь в случае, если она специальным образом декларировалась и с нее выплачивались налоги. При этом в декларации доходы от продажи цифровой валюты могут указываться совершенно по-разному, а хранение цифровой валюты никогда не требовалось отдельно декларировать, так что механизм осуществления проверки совершенно неясен.

Майнинг законом «О ЦФА» не запрещается — в документе о нем нет ни слова. В то же время Центробанк в своем докладе призывает запретить майнинг, отмечая, что его текущий масштаб ставит под угрозу реализацию экоповестки в стране. Действительно, фермы для майнинга расходуют огромное количество электроэнергии (рабочие оценки ЦМАКП в начале 2022 года давали возможность предположить, что на него сейчас уходит до 2% электрогенерации в РФ). Биткоин ежегодно потребляет больше электроэнергии, чем вся Аргентина: около 121,36 тераватт-часов в год. Можно представить, сколько из них приходится на РФ, которая в августе 2021 года заняла третье место по объемам майнинга после США и Казахстана.

Директор департамента финансовой политики министерства Иван Чебесков заявил на конференции РБК Крипто, что Минфин против запрета криптовалют в России. Ведомство разработало концепцию регулирования крипторынка и направило ее в правительство. Чебесков заявил: «Тут надо дать возможность этим технологиям развиваться (майнингу и т. п.). В этой связи Министерство финансов активно участвует в проработке законодательных инициатив с точки зрения регулирования этого рынка. И, в свою очередь, у нас есть подготовленная концепция регулирования, которую мы обсуждаем внутри Минфина и сейчас направили в аппарат правительства». 

По словам чиновника, властям необходимо защищать интересы граждан, которые покупают криптовалюту или используют ее в технологических решениях: «Первое, что нужно сделать, — это, конечно, нужно защищать интересы наших граждан, потребителей этих услуг, тех, которые покупают эти активы или используют криптовалюту в каких-то других технологических решениях. В этой связи, конечно, на мой взгляд, нужно регулировать, а не запрещать. Регулирование позволит как раз обеспечивать ту прозрачность, которая позволит обеспечить защиту граждан», — сказал он на конференции «Криптоактивы: все, что вы хотели знать о регулировании, но боялись спросить».

В варианте Минфина рынок должен в будущем разделиться на «белую» регулируемую часть и де-факто криминализированную «черную», в варианте ЦБ — все операции с криптовалютами, если кто-то имеет намерение их осуществлять, должны осуществляться вне юрисдикции РФ.

Предложение Минфина и поддерживаемое Правительством — объявление частных криптовалют инвестиционным активом. Речь идёт о предоставлении части банков с универсальной лицензией права на организацию торговли криптовалютами, лицензирование всех профучастников рынка, уголовная ответственность за операции без лицензии, обязательное использование госсистемы «Прозрачный блокчейн» и доступ Росфинмониторинга и ЦБ к информации об операциях. 

В основном вопросе — может ли частная криптовалюта стать законным средством платежа в РФ — у правительства и ЦБ нет разногласий: не может, и это консолидированная позиция власти. То, что майнинг криптовалют в РФ должен стать предметом регулирования — тоже. 

Уже сейчас идет обсуждение концепции регулирования крипторынка внутри Минфина, вскоре с позицией по документу выступит правительство. Депутат Госдумы Анатолий Аксаков напомнил о законе об экспериментальных правовых режимах, в рамках которого можно посмотреть, как работает и развивается рынок. 

Предложение Минфина — предоставление части банков с универсальной лицензией права на организацию торговли криптовалютами, лицензирование всех профучастников рынка, уголовная ответственность за операции без лицензии, обязательное использование госсистемы «Прозрачный блокчейн» и доступ Росфинмониторинга и ЦБ к информации об операциях. 

Также рассматривается введение обязательной идентификации пользователей, включающую в себя идентификацию процедуры KYC/AML и контролируемые в российской юрисдикции «шлюзы» конвертации криптовалют в законные средства платежа (рубли, иностранную валюту). Разумеется, за несоблюдение этих ограничений предусматривается ответственность. 

В перспективе регулирование криптовалюты позволит расставить все точки над i в отношении понятийного аппарата крипторынка и избежать экологического коллапса. Кроме того, оно защитит интересы граждан, обеспечив прозрачность операций с криптовалютой и, как следствие, возможность предотвратить ее использование в отмывании денег, спонсировании терроризма и наркотороговли. В ФНС заявили, что в России есть все необходимые технические инструменты для обеспечения прозрачности криптоактивов.