Ситуация с масочным режимом вошла в правовую неопределенность: в Москве его отменили два месяца назад по инициативе столичного мэра Сергея Собянина, а его коллега из Санкт-Петербурга Александр Беглов в пятницу попросил главу Роспотребнадзора об отмене ограничения, не принимая единоличного решения.
Агентство РАПСИ узнало у Верховного суда, юристов и экспертов: кто и как должен отменять коронавирусные ограничения и почему требования носить маску работают точечно.
Без разрешения нельзя?
За последние четыре недели заболеваемость коронавирусом в Петербурге снизилась на 40,6%, указали в пресс-службе городской администрации.
«Я направил обращение главному санитарному врачу РФ Анне Поповой, в котором предложил внести изменения в постановление главного государственного санитарного врача от 16 октября 2020 года №31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» и отменить в Санкт-Петербурге масочный режим», - приводит слова Беглова пресс-служба Смольного.
Между тем обязательное ношение защитных масок в общественных местах в Москве было отменено уже почти два месяца назад, 15 марта, указом мэра столицы Сергея Собянина. В нынешних условиях, указывал столичный градоначальник, это решение поддержит бизнес, без того испытывающий серьезное санкционное давление.
В Петербурге де-факто масочный режим в общественных местах уже давно не соблюдается, хотя де-юре и не отменен. Главу городского управления Роспотребнадзора Наталию Башкетову в среду журналисты спросили, когда же петербуржцы смогут в буквальном смысле вздохнуть свободно.
Масочный режим, ответила тогда Башкетова, был введен в Санкт-Петербурге «по предписанию» главного санитарного врача РФ. Чиновник дала понять, что не может отменить предписание своего начальника — главы федеральной службы Поповой.
Это «предписание» - то самое Постановление №31, которое в пятницу называл петербургский градоначальник.
Пункт 1 документа гласит: «Лицам, находящимся на территории РФ, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах».
Контроль за исполнением этого требования, говорится далее в документе, возложен на глав регионов. Получается, что «свободное дыхание» в городе на Неве зависит от того, когда Попова отменит свое постановление, однако практика других городов не столь однозначна.
Палка о двух концах
По мнению петербургского адвоката Ольги Кривонос, органы исполнительной власти субъекта РФ принимают свои решения, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия, основываясь на предписаниях главных санитарных врачей.
«Что касается указа мэра Москвы Собянина, то могу предположить, что эпидемиологическая обстановка в столице стабилизировалась до такой степени, что можно считать постановление главного санитарного врача РФ рекомендательным», - уточнила Кривонос.
Адвокат Дмитрий Аграновский полагает, что упомянутое постановление №31 позволяет делать вывод о том, что введение масочного режима относится к компетенции глав субъектов РФ. Поэтому и получается, что каждый регион, отмечает собеседник агентства, вправе принимать свое решение исходя их санитарно-эпидемиологической ситуации.
«Вот решит, допустим, Беглов, что у него коронавирус не закончился еще два-три года, и будет сложно повлиять на его решение», - предположил Аграновский.
По его словам, если бы глава петербургского Роспотребнадзора вынесла постановление отменить масочный режим в Петербурге, то губернатору пришлось бы пойти ей навстречу. Но пока такого решения не принято на федеральном уровне, региональное управление не может говорить что-то иное.
«Это палка о двух концах: с одной стороны, не вводили масочный режим там, где не было в этом необходимости, а с другой стороны, его сложнее отменить, потому что отменяется не федеральным уровнем, а в каждом регионе персонально», - пояснил Аграновский.
По его словам, это не только некая «петербургская аномалия». Масочный режим, отметил собеседник агентства, например, действует в Верховном суде РФ, следственных изоляторах и некоторых других учреждениях, где не приняты соответствующие локальные нормативно-правовые акты.
Правовая неопределенность
В петербургском управлении Роспотребнадзора отказались разъяснить слова Башкетовой по запросу агентства. А вот в центральном аппарате госоргана пошли навстречу и рассказали, что масочный режим продолжает действовать на всей территории РФ в соответствии с постановлением №31.
«Ранее введенные главами регионов меры, принятые в усиление постановления главного государственного санитарного врача РФ и в том числе предусматривающие обязательное ношение масок, в настоящий момент отменены в отдельных субъектах федерации. Дальнейшие решения будут приниматься исходя из эпидемиологической обстановки», - указала собеседница агентства.
Но раз вышеупомянутое постановление продолжает действовать, то получается, что маски даже в Москве носить обязательно? Специалисты информационно-правовой системы «Гарант» указывают, что соблюдение этих санитарных правил обязательно и после 15 марта 2022 года, а нарушителей будут привлекать к административной ответственности.
А вот выписывать протоколы смогут только представители Роспотребнадзора, полиции и прокуратуры. Любопытно, что некоторые государственные организации, например Федеральный институт промышленной собственности, внесли изменение во внутренние акты, разрешив появляться на работе без маски.
Комментарий ВС
Возможность самостоятельно устанавливать или отменять масочный режим лежит на руководителях юридических лиц или организаций, рассказали РАПСИ в Верховном суде РФ.
«Юридические лица наделены полномочиями по реализации профилактических мероприятий, а ношение медицинских масок в полной мере соответствует методическим рекомендациям, утвержденным компетентными органами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения», – указал собеседник агентства.
Высшая инстанция ссылается на методические рекомендации главного государственного санитарного врача и ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Эти акты позволяют руководству организации самостоятельно предпринимать меры для профилактики болезней посетителей и работников.
«Целый ряд документов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия предусматривает рекомендации по ношению медицинских масок.
Например, пункт 7.2 Временных методических рекомендаций «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 15» (утверждены Минздавом России 22 февраля 2022 года) содержит рекомендацию об использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания в зависимости от степени риска инфицирования (лицевой щиток, одноразовая медицинская маска, респиратор, изолирующая полумаска, полнолицевая маска).
В пункте 1.4 Методических рекомендаций «3.1.0276-22. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Особенности проведения противоэпидемических мероприятий в условиях эпидемического процесса, вызванного новым геновариантом коронавируса «Омикрон». Методические рекомендации» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 28 февраля 2022 года) юридическим лицам рекомендовано обеспечить работников запасом масок для защиты органов дыхания (далее - маски) (исходя из необходимости их смены в соответствии с инструкцией к ним и продолжительности рабочей смены).
В этой связи предусмотренные в Верховном Суде РФ меры по ношению медицинских масок не противоречат законодательству», - указал представитель ВС.