В этом году исполнилось 60 лет с ввода полного эмбарго США на экспорт/импорт товаров из Кубы. Остров Свободы испытал на себе все виды санкций, изобретением которых активно увлекаются западные страны после окончания Второй мировой войны. Однако никакие трудности в экономике не заставили кубинские власти поменять «народный» курс на «демократические» требования «империалистов». Насколько санкции помогли укреплению социалистического режима на острове – в аналитике РАПСИ.


На самом деле, история американских санкций в отношении южного соседа началась даже раньше, чем 60 лет назад: с прихода к власти коммунистического лидера Фиделя Кастро. Его правительство национализировало ряд американских компаний, расположенных на территории острова, чего капиталистическая Америка простить не смогла и с 1960 года начала вводить торговые ограничения против нового социалистического государства. 

По иронии судьбы смена режима на Кубе – это также отчасти «заслуга» Соединенных Штатов, которые наложив эмбарго на поставки оружия поддерживаемого ими президента Ф. Батисты, способствовали краху его режима и приходу к власти коммунистов. 

За более чем полвека санкции не только не снимались (не считая кратких периодов смягчения ограничений), но и продолжали ужесточаться. Так, в 1962 году администрация Дж. Ф. Кеннеди ввела запрет на любую торговлю не только для своих компаний, но и для остальных стран, объявив экономическое сотрудничество с Кубой вызовом США. Тогда же из-за «ракетно-ядерного кризиса» американским гражданам запретили посещать излюбленный туристами остров. Эти меры подкрепили законом «о торговле с врагом», про который через несколько десятилетий вспомнит Д. Трамп, чтобы обосновать отмену послаблений санкционного режима, предпринятое Б. Обамой.

После того как Р. Рейган присвоил Кубе статус «сторонника/спонсора терроризма» (составление списка началось 29 декабря 1979 года, с тех пор в него вошли: Ливия, Ирак, Южный Йемен, Сирия, Иран и КНДР), в 1982 году экономические санкции стали распространяться и на страны, ведущие торговлю с кубинскими предприятиями. А еще ранее в законе «Об иностранной помощи» появилась поправка, которая устанавливала, что всякое государство, которое будет оказывать Кубе экономическую поддержку или продавать ей оружие, лишится американской помощи. 

После распада Советского Союза список запретов был расширен: судам, перевозящим товары из Кубы, отказали в праве в течение 180 дней заходить в американские порты (закон «О кубинской демократии»); перевод валюты стал практически невозможен; американским компаниям в третьих странах запретили сотрудничать с кубинскими компаниями, а также экспортировать в США продукцию кубинского производства или продукцию, содержащую местные компоненты. Так называемый закон Хелмса-Бёртона, принятый Б. Клинтоном, ужесточил наказание в отношении предприятий, которые инвестировали средства в собственность, экспроприированную ранее у американских граждан или компаний.

Данные меры были призваны резко ухудшить уровень жизни кубинского населения (в условиях прекращения финансовой помощи от СССР) и тем самым спровоцировать его на насильственную смену режима. И действительно, в период с 1989 по 1993 годы кубинская экономика сократилась на 35-50%. Однако нововведенные меры не смогли достигнуть цели, и в начале 2000-х Д. Буш решил лишить бюджет страны еще одной строки дохода, а именно – запретить американцам курить кубинские сигары не только на родине, но даже в третьих странах!

Благодаря запрету на Кубе и сегодня процветает теневой рынок, где те же сигары продают по завышенным ценам: за коробку перекупщики готовы заплатить около 200$, чтобы потом продать за 600$. Таким же образом за рубеж уходит и знаменитый ром. 

Однако за последние два десятка лет Куба наладила и вполне легальный экспорт, являясь одним из важнейших экспортеров никеля, марганцевых руд и фосфоритов. В начале 2000-х годов на острове нашли нефть, появились простейшие перерабатывающие комплексы. Республика также продает за рубеж древесный уголь и медь.

Длительное эмбарго вызывает осуждение практически у всего мирового сообщества: начиная с 1992 года Генеральная Ассамблея ООН ежегодно принимает резолюцию, призывающую США отменить санкции. В 2021 году эту резолюцию поддержали 184 страны, две – Соединенные Штаты и Израиль – проголосовали против, еще три, в том числе Украина, воздержались.

Одним из аргументов, которые приводят США в попытках обосновать сохранение санкционного режима, это необходимость «установления демократии» на Кубе, что звучит крайне неубедительно в условиях отсутствия санкций против Саудовской Аравии, Катара, Бахрейна и ряда других дружественных США государств, политический режим в которых не является демократическим.

При этом политический режим Кубы с годами претерпел вполне либеральные изменения. Финальным аккордом стал референдум 2019 года, на котором граждане республики поддержали проект новой конституционной реформы, предполагающей разделение властей, ограничение срока правления для главы государства и смягчение цензуры. Согласно одобренным на референдуме поправкам, Куба провозглашается социалистическим, правовым и демократическим государством в форме унитарной республики, где в основе государственности лежат такие понятия, как независимость, труд, достоинство и социальное равенство всех граждан, а также солидарность и благосостояние — как личное, так и коллективное.

В экономической сфере также предполагаются изменения: при сохранении общественной собственности на основные средства производства и доминирования плановых элементов управления на Кубе официально признаётся роль рыночных отношений и частных форм собственности.

И все же базовые принципы кубинской государственности остались неизменными: социалистическая модель общества, ведущая роль партии и коммунистическая идеология.

Таким образом, несмотря на длительное эмбарго, фактическое исключение страны не только из мировой экономики, но и из мировых финансов (отметим, что для страны, основу экономики которой изначально составлял экспорт товаров из аграрного сектора, последствия запретов на торговлю стали особенно разрушительными), введенные санкции не смогли разрушить кубинской экономики. Как и в случае КНДР, Китая, Ирана и других стран санкции не привели и к смене политического режима. Более того, после затяжного кризиса экономика Кубы медленно, но все же развивается. 

Проводить первые серьезные экономические реформы Кубе пришлось после распада СССР и прекращения потока финансовой поддержки со стороны советской власти. Для выхода из сильнейшего экономического кризиса правительство приняло решение о модернизации социалистического режима, внедрении элементов рыночной экономики, создании свободных экономических зон (их на Кубе уже три), развитии туризма и привлечения зарубежных партнеров, в особенности Китая и Венесуэлы. 

Впервые с 1968 года при занятии частным предпринимательством стало разрешено использование наёмной рабочей силы. И хотя уровень налоговых выплат оставался высоким, в качестве компенсации были введены льготы по возмещению расходов на сырье, транспорт и т.д., покрывавшие до 40% налогооблагаемой базы вместо 10% по прежним нормативам. 

Однако развитие предпринимательства вызвало опасения роста социального неравенства, и уже в первое десятилетие 2000-х правительство, верное коммунистическим принципам, стало его ограничивать, постепенно увеличивая государственный контроль в экономике. 

Кризис 90-х годов сильнее всего ударил по сфере здравоохранения из-за отсутствия необходимых медикаментов. В итоге фармацевтика была признана самой приоритетной отраслью для развития. Тогда как другими областями, обозначенными в пятилетнем плане развития страны (в первое десятилетие 2000-х годов), стали биотехнология, производство телекоммуникационного оборудования, никеля, электроники, производство минеральных удобрений, шин, упаковочных и строительных материалов, черная металлургия, машиностроение, легкая и местная промышленность. Новый, комплексный этап модернизации экономики Кубы получил название «Актуализация экономической модели».

Кроме того, Куба продолжает налаживать связи с другими государствами, попавшими под санкции США. В 2013 году делегация из КНДР посетила республику: между этими странами ведется активное сотрудничество не только в военной, но и экономической и культурной сферах. Сотрудник Международного научного центра имени В. Вильсона в Вашингтоне Дж. Персон считает, что именно Куба, хотя и косвенным образом, но сыграла существенную роль в развитии военной промышленности Северной Кореи. Именно Карибский ракетный кризис 1962 года стал ведущим фактором, побудившим лидеров КНДР задуматься о необходимости производства в стране ракетной и иной боевой техники.

Кубинское правительство активно поддерживает и является членом Сообщества латиноамериканских и карибских государств (CELAC), который позиционирует себя как альтернативу Организации американских государств (ОАГ). Здесь наибольшую помощь Кубе, например в льготной поставки нефти, оказывает соседняя Венесуэла. 

Но более всего вызывает раздражение и опасения США – сотрудничество Кубы с его главным геополитическим конкурентом – Китаем. Именно КНР в рамках «энергетической революции», которую Куба провозгласила еще в начале 2000-х, помогла заменить устаревшее энергозатратное оборудование на энергосберегающую продукцию «нового поколения». Пекин также содействует кубинскому предприятию «Электроэнергетический Союз» (Union Electrica) в освоении новейших информационных технологий. 

Китай стал и главным торговым партером острова. В 2015 году китайский экспорт достиг 2,33 миллиарда долларов. Для координации торговых операций была создана межправительственная комиссия, а страны подписали соглашения о сотрудничестве в таких сферах, как финансы, биотехнологии, сельское хозяйство, объекты инфраструктуры и возобновляемые источники энергии. По мнению Б.Ф. Мартынова, заместителя директора Института Латинской Америки РАН, Китай уделяет особое значение укреплению своей роли в Латинской Америке, а «Куба – лакомый кусок для китайских капиталовложений и для использования ее в качестве своеобразного логистического центра. Этому способствует благоприятное географическое расположение Кубы в западном полушарии. К тому же на Кубе прекрасные порты, пять лучших портов на Карибах – кубинские».

Итак, несмотря на то, что за годы эмбарго потери республики составили более 104 миллиардов долларов, экономика страны смогла выстоять. Правительство сделало ставку на туризм, либерализацию торговли и открытие свободных экономических зон. Появились современные отели, были расширены каналы импорта, ослаблен контроль на таможне. Даже в период пандемии поток туристов на Кубу хотя и сократился, но не иссяк.

Более того, благодаря международной поддержке, Кубе удалось вступить в ВТО, а иностранные компании (преимущественно китайские) получили разрешение на ведение бизнеса: для привлечения дополнительных инвестиций в порту Мариэль был объявлен безналоговый режим. 

При этом правительство продолжает открыто говорить о своей приверженности социалистическому режиму, изменить который не под силу никакому эмбарго.