Наличие каких обстоятельств является обязательным для продления обвиняемому ареста на срок свыше полугода, за совершение каких преступлений женщинам предстоит отбывать наказание в колонии общего режима и что делать, если суд при назначении наказания учёл неотбытый срок по несуществующему приговору. Ответы на эти вопросы можно найти в обзоре судебной практики по уголовным делам, подготовленном Седьмым кассационным судом общей юрисдикции.
Наказание для женщин
Кассационная инстанция изменила приговор Железнодорожного районного суда Екатеринбурга в отношении осужденной в части места отбытия наказания: ей был изменен вид исправительного учреждения с колонии общего режима на колонию-поселение.
«Лицам женского пола, осуждённым к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, независимо от вида рецидива преступлений отбывание лишения свободы назначается в исправительной колонии общего режима», — отмечает кассация.
При этом назначение женщинам отбывания лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести в исправительной колонии общего режима допускается только по правилам пункта «а» части 1 статьи 58 УК РФ, предусматривающим обязанность суда мотивировать назначение указанного вида исправительной колонии, чего судом первой инстанции сделано не было (Дело 77-1940/2022).
Несуществующий приговор
Приговором Металлургического районного суда Челябинска местная жительница признана виновной в незаконных приобретении и хранении без цели сбыта наркотического средства, содержащего героин, массой 2,13 грамма, что составляет значительный размер.
При назначении подсудимой окончательного наказания суд к вновь назначенному наказанию присоединил неотбытые части наказаний по приговорам от 18 августа 2016 года, 7 июня 2018 года, 31 января 2019 года, однако не указал их размеры.
Однако, согласно сообщению мирового судьи, приговор от 7 июня 2018 года в отношении злоумышленницы не выносился.
Обстоятельства преступления, изложенные в копии приговора от 7 июня 2018 года, имеющейся в материалах уголовного дела, и приговоре от 14 июня 2018 года, содержащемся в материалах уголовного дела 1-10/2018, включая время, место и способ совершения деяния, совпадают. При таких данных суд кассационной инстанции отменил приговор и апелляционное постановление в отношении Ч., так как суды при назначении наказания учитывали несуществующий приговор, в связи с чем состоявшиеся судебные решения нельзя признать законными (Дело 77-2276/2022).
Продление ареста
Особая сложность уголовного дела является обязательным основанием для продления меры пресечения в виде заключения под стражу на срок свыше шести месяцев, напоминает кассация.
Так, кассационный суд отменил постановления нижестоящих инстанций о продлении обвиняемому срока содержания под стражей, поскольку постановление следователя о продлении указанной меры пресечения свыше шести месяцев не содержало выводов об особой сложности расследуемого уголовного дела (Дело 77- 1701/2022).
Учет рецидива
Совершение нового преступления до вступления предыдущего приговора в законную силу не образует рецидива преступлений, подчеркивает кассационный суд.
На рассмотрение суда кассационной инстанции поступило дело в отношении жителя ЯНАО. На момент совершения преступлений (17 и 27 апреля 2021 года, 10 и 11 мая 2021 года) приговор от 30 марта 2021 года, которым отменено его условное осуждение по приговору от 15 октября 2020 года, не вступил в законную силу. Указанный приговор вступил в законную силу 27 мая 2021 года.
Соответственно, судимость по приговору от 15 октября 2020 года не могла учитываться при признании рецидива преступлений на основании пункта «в» части 4 статьи 18 УК РФ, резюмирует кассация.
На основании изложенного кассационный суд изменил приговор нижестоящей инстанции и смягчил назначенное наказание в виде лишения свободы (Дело 77-1629/2022).