Самые открытые суды России: какая информация о работе правосудия сегодня доступна гражданам.
Правосудие должно быть открытым для граждан: новая гласность полностью соответствует принципам гуманизации, которые последовательно реализует российская Фемида. Этот тезис неоднократно звучал в выступлениях первых лиц судебной системы, но самое главное – правосудие в последние годы действительно делает большие шаги в сторону открытости и гласности.
Это касается, в первую очередь, процессов цифровизации, которые неизбежно делают судебную систему более доступной и прозрачной. Немаловажную роль играет взаимодействие со средствами массовой информации. «Совместная работа прессы и судебной системы обеспечивают гласность российского правосудия», — отметил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев.
Еще один — и, пожалуй, самый важный аспект — повышение доступности информации о работе судов напрямую для граждан Российской Федерации.
РАПСИ проанализировало, какие меры предпринимает судебная система для повышения открытости правосудия, и какую информацию о работе Фемиды уже может получить каждый житель страны практически в режиме реального времени.
Конституционная гарантия
В соответствии с частью 1 статьи 123 Конституции Российской Федерации, разбирательство дел во всех судах открытое, в закрытом же режиме дела слушаются лишь в специальных случаях, предусмотренных законом. Таким образом, принцип гласности и открытости судебного разбирательства имеет конституционную основу.
Ученые в целом сходятся в научном определении принципом открытости и гуманизма. Так, исследователи права Шумова К. А. и Находнова А. Д. в своей научной работе «Проблемы обеспечения принципа гласности и открытости в гражданском процессе» пишут следующее:
«Говоря о правовой природе принципов гласности и открытости судебного разбирательства, следует отметить, что единого мнения относительно данного вопроса не сложилось. Одним из наиболее актуальных предметов обсуждения является соотношение гласности с открытостью судебного разбирательства. Так, например, одни авторы рассматривают эти два понятия как тождественные. Однако, на наш взгляд, различия между данными принципами все же имеются, и притом значительные: гласность судебного разбирательства предполагает возможность любого лица, не участвующего в деле, присутствовать в зале судебного заседания при разбирательстве конкретного дела, за исключением предусмотренных законом случаев, при которых разбирательство осуществляется в закрытом судебном заседании; в свою очередь, принцип открытости характеризуется свободой доступа к информации, полученной по результатам судебного разбирательства (через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, печатные источники, телевидение и т.д.)».
Если судить по обозначенным критериям, то работа российских судов на сегодня принципам гласности соответствует.
Поворотное изменение курса судебной системы произошло во втором десятилетии XXI века. Точкой отсчета нового (открытого) вектора, несомненно, стало вступление в силу Федерального Закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ (ред. от 8 декабря 2020 года) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» 1 июля 2010 года: в соответствии с ним, в интернете стали публиковать судебные акты, перед этим судебная система провела масштабную подготовку инфраструктуры.
В обеспечение этого Федерального Закона 27 сентября 2017 года принято Постановление Президиума Верховного Суда РФ «Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет».
Таким образом, на сегодня все судебные акты, кроме скрытых в соответствии с законом (затрагивающих тайны семьи, медицинские тайны, данные для служебного пользования), доступны гражданам.
В декабре 2012 года пленум Верховного суда принял постановление «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов», в котором судам даны рекомендации, направленные в том числе на обеспечение общественного контроля за функционированием судебной власти.
Впервые пленум дал разъяснения о самых широких формах доступа к информации о судебной деятельности. И действительно, сегодня многие суды предоставляют пользователям намного более широкий инструмент общественного контроля работы правосудия: ниже проанализируем опыт Мосгорсуда в этом направлении.
От пресс-службы до телеграм-канала
Вторым важным шагом на пути к повышению гласности российского правосудия стало развитие системы взаимодействия с журналистами. По поручению главы высшей судебной инстанции России суды начали активную коммуникацию с обществом и средствами массовой информации, в судах стали появляться пресс-секретари или сотрудники, ответственные за взаимодействие с журналистами. С 2016 года учреждаются Объединенные пресс-службы судебных систем регионов страны: одним из флагманов в этом направлении стала судебная система Санкт-Петербурга. Объединенная пресс-служба работает по принципу одного окна, аккумулируя информацию от всех судов региона и оперативно транслируя ее в СМИ.
Судебная система стала одной из первых среди государственных институтов публично выходить в TГ-пространство. Канал в Telegram на сегодня – один из главных способов коммуникации и с журналистами, и с гражданами напрямую: подписаться на канал, следить за ходом резонансных процессов, узнавать решения суда может любой гражданин.
У официальных телеграм-каналов пресс-служб судов большая аудитория. Так, канал «Московские суды общей юрисдикции» читают почти 5 тысяч человек, у каналов пресс-служб судов регионов страны средняя аудитория составляет полторы тысячи человек, хорошо развит канал петербургской судебной пресс-службы.
Кто составляет аудиторию этих каналов коммуникации? Часть ее, безусловно, следит за деятельностью судов по профессиональным соображениям: это адвокаты, представители юридического сообщества, журналисты. В то же время, среди подписчиков немало и обычных россиян, для которых телеграм-каналы судов стали источником интересного и актуального контента.
Какие эмоции испытывают люди, наблюдая за ходом самых разных судебных процессов, сказать сложно, однозначно лишь одно: судебная система сегодня не просто информирует, а умеет рассказывать о свой работе не только объективно, но и интересно. Кроме подробностей уголовных процессов и рассмотрения гражданских исков, авторы судебной хроники нового времени – представители пресс-служб судебных систем регионов – стараются знакомить читателей с логикой закона, которой руководствуется правосудие при вынесении решения.
«В судебном заседании обвиняемый вину признал полностью, в содеянном раскаялся. При назначении наказания в качестве смягчающих обстоятельств суд учел положительные характеристики, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, способствование в изобличении иных участников преступления», − пишут в одном из судебных ТГ-каналов. И сама работа судейского корпуса, и правоприменение, и суть судейского усмотрения в результате становится более понятной для людей.
Мосгорсуд: открытость от регистрации дела до вердикта
Более функциональным и – особенно в сознании старшего поколения горожан – понятным каналом коммуникации гражданина и Фемиды является сайт суда. Интернет-страница сегодня есть у каждой российской судебной инстанции, другой вопрос, что наполнение сайта, оперативность и полнота публикуемой информации, общее удобство интерфейса и подачи контента для пользователей в инстанциях разнится.
На странице любого российского суда в сети можно найти контактные данные, информацию о подаче иска и оплате госпошлины, новости о рассмотренных делах, историю и состав суда, информацию о вынесенных судебных актах на многих сайтах следует еще поискать. Эти данные – необходимый сегодня минимум для судов, однако назвать их достаточными для полноценной коммуникации правосудия и общества в расцвет цифровой эпохи уже нельзя.
В этом направлении судам регионов определенно следует обратить внимание на опыт крупных судебных инстанций, которые стараются превратить сайты и каналы в соцсетях в полноценный, аккумулированный коммуникационный ресурс.
Примечателен в этой связи опыт Мосгорсуда. С приходом в 2021 году нового главы отдела по связям со СМИ и общественностью Дмитрия Овешникова работа главного суда столицы, по наблюдениям экспертов и судебных журналистов, заметно перестроилась: сегодня судебная инстанция нацелена на информирование полного цикла.
Это значит, что по большинству дел общественности доступна вся информация, начиная от принятия к производству и заканчивая решением суда. Мосгорсуд, в отличие от большинства других судебных инстанций, сообщает не только о вынесении приговора или решения суда. По уголовным процессам пресс-служба отслеживает и промежуточные стадии, например, избрание меры пресечения.
Таким образом, у общественности есть возможность отследить весь ход уголовного процесса, самостоятельно сделав выводы о беспристрастности Фемиды.
По резонансным судебным процессам Мосгорсуд практикует проведение видеотрансляций – наблюдать за громкими судебными разбирательствами удаленно могут и граждане, и представители СМИ.
В целом, в главном московском суде общей юрисдикции создана инфраструктура для полноценного освещения судебных процессов прессой: журналисты имеют возможность работать и из зала судебного заседания, и из зала, где в режиме онлайн ведется трансляция.
В Мосгорсуде с большим вниманием относятся к повышению квалификации сотрудников, отвечающих за внешнее взаимодействие – и это также один из трендов, которые подхватывают самые крупные судебные инстанции страны. Что примечательно, сотрудников стараются активно учить не только азам работы с прессой – подготовке пресс-релизов, организации присутствия СМИ на процессе – но и общим особенностям эффективной деловой коммуникации, что должно положительно сказаться на общем облике правосудия в целом. Подобный семинар, включающий в себя помимо прочего и особенности ведения интернет-портала суда, например, был проведен в Мосгорсуде 30 сентября.
К слову, важность престижа профессии судебного пресс-секретаря – сотрудника, ответственного за диалог между судебной инстанцией и обществом – понимают и на высшем уровне руководства судебной системы. Обучающие семинары для пресс-служб регулярно устраивает Судебный департамент при Верховном суде РФ. Не остаются в стороне от этой работы и главные судебные СМИ страны: так, РАПСИ совместно с журналом «Судья» в этом году открыли пресс-клуб, на базе которого сотрудники коммуникации российских судов могут повышать свой уровень мастерства и обмениваться опытом.