Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.
Нюрнберг, 22 февраля. (ТАСС). Представитель советского обвинения тов. Зоря начинает представление доказательств преступного порабощения немцами граждан оккупированных территорий. Зоря указывает, что гитлеровские заговорщики пытались возродить систему рабского принудительного труда в колоссальных масштабах. Обвинитель говорит, что фашизм с его планами завоевания мирового господства, с его отрицанием права, морали и человечности предусматривал порабощение мирного населения временно захваченных территорий, угон миллионов людей в фашистскую Германию и использование в принудительном порядке их рабочей силы.
Особого размаха эта преступная деятельность гитлеровцев достигла на оккупированных территориях Советского Союза. Гитлеровцы заранее разработали целую систему «использования русской рабочей силы» в Германии. При этом гитлеровские главари планировали создание для русских рабочих и работниц подлинно рабских условий. 7 ноября 1941 года у Геринга состоялось специальное совещание «относительно использования русских», на котором Геринг дал следующие указания: «Русских надо использовать преимущественно на строительстве дорог и железных дорог, для работы по расчистке, для разминирования и для строительства аэродромов. Значительная часть немецких строительных батальонов должна быть расформирована, квалифицированных немецких рабочих надо направить в военную промышленность. Копать землю и дробить камни – это работа не для них. Для этого есть русские».
Русские рабочие в Германии были посажены в лагери, которые практически не отличались от концентрационных или лагерей для военнопленных. В документе о совещании 7 ноября 1941 года так прямо и записано: «Использование рабочих и обращение с ними должны быть на практике такими же, как и по отношению к русским военнопленным». Эти рабочие фактически были лишены какого бы то ни было вознаграждения за их каторжный труд. Вопреки законам войны и международным соглашениям гитлеровцы превратили советских военнопленных в таких же рабов, как и всех остальных, принудительно вывезенных в Германию.
Немецкими документами обвинитель показывает, что гитлеровское правительство и фашистская партия были организаторами системы принудительного труда. Гитлеровские чиновники распределяли принудительно доставленных рабочих по немецким хозяйствам или семьям. Они составили так называемую «памятку», в которой всем хозяевам иностранных рабочих и работниц предписывалось держать иностранцев в условиях, фактически ничем не отличающихся от условий средневековых рабов.
Специальным приказом, который оглашается обвинителем, Гитлер распорядился привлечь мирное население оккупированных районов на строительство укреплений для немецкой армии. «Часто в этом направлении, - писал Гитлер, - не применяется достаточной беспощадности или применяется беспощадность не того характера, которого требует борьба за существование в настоящий момент. Во всех отношениях гораздо гуманнее заставить русское население работать, применяя все средства, чем жертвовать нашей собственной кровью».
Обвинитель цитирует инструкцию Геринга от 10 января 1942 года, в которой говорится о необходимости «поголовной вербовки русской рабочей силы». «Если число добровольцев, - писал Геринг, - не оправдывает ожиданий, то, согласно приказанию, во время вербовки следует применять самые строгие меры». Нота Народного Комиссара Иностранных Дел СССР В. М. Молотова от 6 января 1942 года разъясняет, о каких «строгих мерах» говорил Геринг. «Мирных жителей, насильственно отправленных на принудительные работы, - отмечается в ноте, - германские власти объявляют военнопленными». В другой ноте Народного Комиссара от 11 мая 1943 года эти «меры» описаны следующим образом: «Угон советских людей в немецкую неволю почти повсеместно сопутствуются кровавыми репрессиями захватчиков против советских граждан, укрывающихся от охотящихся за ними работорговцев. Так, в Гжатске немцы расстреляли 75 мирных жителей города, не явившихся на сборный пункт».
Советские люди, угнанные в Германию, были поставлены поистине в каторжные условия. Давая указания относительно обращения с советскими рабочими в Германии, Геринг предписывал: «При применении мер поддержания порядка решающим соображением является быстрота и строгость. Должны применяться лишь следующие разновидности наказания, без промежуточных ступеней: лишение питания и смертная казнь». Советских людей морили голодом в соответствии с директивой Геринга.
Заканчивая свой доклад, обвинитель товарищ Зоря оглашает заключительную часть ноты Народного Комиссара Иностранных Дел СССР В. М. Молотова от 11 мая 1943 года, в которой советское правительство возлагает на гитлеровскую верхушку всю ответственность за насильственный угон в Германию и превращение в рабов советских людей, за возрождение средневековой системы рабства, за все преступления против мирного населения оккупированных немцами территорий.
(Известия, 24 февраля 1946 г.)
*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены