Специальная комиссия проверит целесообразность расходования средств при производстве кинолент: в пример приводится случай дорогостоящей командировки оператора в Афганистан, который потратил кучу кадров в Ташкенте и Бухаре, а на съемку в Кабуле пленки уже не хватало. В результате съемки растянулись на 9 месяцев, стоимость фильма обошлась в колоссальную сумму — четыре тысячи рублей в золотой валюте - при этом ни одного ценного и интересного кадра так и не произведено.
РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 11 ноября 1922 года*.
Предупреждение
На многих украшениях и плакатах в дни последнего празднества, как и вообще на разного рода изданиях и т. д., по недоразумению беспрестанно употребляется орнамент, называющийся свастикой.
Так как свастика представляет собою кокарду глубоко контрреволюционной немецкой организации ОРГЕШ, а в последнее время приобретает характер символического знака всего фашистского реакционного движения, то предупреждаю, что художники ни в коем случае не должны пользоваться этим орнаментом, производящим, в особенности на иностранцев, глубоко отрицательное впечатление.
Нарком по просвещению А. Луначарский.
История одной фильмы
Приблизительно в августе 1921 года полномочному представителю РСФСР в Афганистане удалось получить разрешение на въезд в Афганистан кинооператора и на производство снимков фотографических и кинематографических в Кабуле и провинции. Ценность этих снимков для изучения этой интереснейшей до сих пор запретной для европейцев страны огромна. Достаточно указать, что в Западной Европе каждый, даже фотографический снимок Афганистана расценивается весьма дорого. До сих пор, кроме представительства РСФСР, ни одной миссии не разрешалось производить не только кинематографических, но и обыкновенных фотоснимков.
В сентябре 1921 года кинооператор всероссийского фото-кино-отдела прибыл на афганскую границу. Все расходы по производству киносъемок взял на себя НКИД, и, с точки зрения самооправдывания всех расходов, это было вполне правильным. Каждый метр этой фильмы в Европе и Америке был бы оценен в очень крупную сумму, не говоря уже о безусловной ценности этой фильмы для РСФСР с научной и политической точки зрения. Техническая организация этой съемки легла на фото-кино-комитет, и вот как это было организованно.
Оператору дали пятьсот метров пленки для киносъемок и незначительное количество пластинок для фотографий. Для незнакомых с техникой этого дела следует указать, что пятьсот метров это, выражаясь грубо, две «части» любой «кино-драмы». Некоторая часть этой пленки обычно обречена на порчу. С таким небольшим запасом метров кинооператор выехал в Кабул и проехал больше четырех тысяч верст по железной дороге и девятьсот верст верхом в один конец. Предполагалось, что остальная пленка будет дослана вслед. Из четырехсот с лишним метров, на основании обещаний о присылке, половина была использована на малоинтересные съемки в Ташкенте и Бухаре. И то, и другое можно было снять в любое время по другим заданиям. Прибыв в Кабул, кинооператор в три недели израсходовал всю пленку и стал ждать нового запаса из фото-кино-отдела.
Полетели радиограммы и телеграммы в Москву. За ними поползли через хребты и снежные перевалы требования и отношения. Зазвонили телефоны в отделе Среднего Востока и фото-кино-отделе.
И так продолжалось с октября 1921 года по июнь 1922 года. Девять месяцев шла телеграфная и радиотелеграфная переписка, и в результате ни одного метра пленки в Кабул не было выслано. В июле кинооператор вернулся в Москву с двумястами метров фильмы, относящейся непосредственно к Афганистану. Эти двести метров были приклеены к видам Бухары и Ташкента и появилась фильма, под громким названием: «От Москвы до Кабула». Можно произвести довольно точный расчет, во что обошлась эта фильма. Каждый метр ее стоит двадцать рублей в золоте, итого четыре тысячи рублей в золотой валюте вся фильма.
Забавнее всего то, что, несмотря на эту огромную цифру (имеющие понятие о технике кино хорошо это знают), снятая в Афганистане фильма в таком виде, в каком она есть. Ничего не стоит.
Гораздо правильнее судил в этом случае один из руководителей фото-кино-отдела, который в ответ на сообщение о возможности киносъемок в Афганистане, спросил: «А где этот Афганистан, и на что нужен?..». Все изложенное – факт и вплетает лишние лавры ы венок фото-кино-отдела, где в течение нескольких лет происходили многие подобного же рода безобразия. И в этом невероятном наследстве придется разбираться специальной комиссии Ц.К.Р.К.П.
(Известия ВЦИК)
Подготовил Евгений Новиков
*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены