К середине Х века Киевское государство представляло собой союз разных племен. Общим у них было только то, что они находились под властью одного князя. Поэтому по форме государственного устройства такое объединение было скорее даже не федерацией, а конфедерацией. Однако уже спустя два века Русская земля превратилась в крупнейшую в Восточной Европе централизированную монархию. 

О том, как в X-XII веках зарождалось и трансформировалось государственное устройство Древней Руси – в третьем материале тематического цикла юриста, кандидата исторических наук, депутата Государственной Думы первого созыва Александра Минжуренко.


По форме правления Русь являлась монархией. Однако своеобразным пережитком прежнего догосударственного периода оставалось народное собрание – вече. Существовал и совет старших дружинников при князе. Такая трехзвенная система власти явно напоминает схему управления, существовавшую при родовом строе: вождь – совет старейшин – народное собрание. Эту прежнюю форму правления мы называем «военной демократией», так как решающее слово здесь принадлежало народному собранию, которое состояло из мужчин-воинов.  

Представляется, что становление монархической формы правления происходило во многом эволюционно. В ходе такого процесса роль и вес народного собрания постепенно снижались. Уже само территориальное расширение государства исключало возможность собирать в одном месте всех насельников, имеющих право голоса. К тому же снижалась и роль народного ополчения: функции обороны переходили к дружине князя.

Однако часто в природе и обществе эволюционные процессы перемежаются и со скачками в развитии. Таким скачком для становления Древнерусского государства стало появление извне князя. Но это не было исключением во всеобщей истории государства и права, подобное происходило и в других местах, и в другие времена. 

Чаще всего во главе создававшегося государства становились не вожди племен, а другие фигуры, и очень часто - пришельцы. Следовательно, неверно представлять процессы становления государственности как плавную эволюцию, при которой вожди племен догосударственного периода постепенно перерастали в монархов. Так в истории почти не случалось. 

Поэтому вполне естественно и закономерно, что во главе создававшегося русского государства не оказались скажем вожди словен, вятичей, полян или кривичей. Эволюционное развитие создавало почву для появления государства, формировало все предпосылки для такого качественного скачка, но само породить это новое качество в большинство случаев было не в состоянии.

А вот о роли вождей племен в формировании государственности стоит поговорить отдельно. Да, влиятельные и могущественные вожди, укрепляя свою власть, сами являлись ступенькой к появлению государства, но они же часто становились и препятствием к созданию централизованной власти. 

Причина этого объясняется вполне логично. При образовании союза племен под одним началом возникают противоречия центральной власти с местным родоплеменным управлением. Складывается своеобразная конкуренция за власть между центром и вождями племен.

С такой проблемой сталкиваются и русские князья. Для достижения своей цели сосредоточения власти в своих руках они применяют один из классических способов борьбы централизации с племенным началом, т.е. вводят территориальный принцип государственного устройства. 

При реализации этого принципа вся территория государства делится на административно-территориальные округа, причем границы этих округов нарочито не совпадают с границами расселения племен. Делается это государством вполне сознательно: в состав новых округов входят территории, населенные разными племенами. 

И вот эта разобщенность населения округа, имеющего разных вождей, облегчает деятельность назначенных князем волостелей и наместников. Эти назначенцы государства, как правило, меньше сталкиваются с солидарной оппозицией насельников, так как те - из разных, часто соперничающих между собой, племен. Так происходит ослабление авторитета и власти племенных вождей в пользу укрепления начал централизованного управления.

Можно сказать, что к XI веку в Русском государстве территориальный принцип в основном побеждает. Территория государства разбита по десятичному признаку и ею управляют назначенные князем десятские, сотские и тысяцкие. Таким образом с появлением государства людей стали объединять не узы родства и общности клана, а проживание на одной территории и подчинение одной власти. Однако известная автономия бывших племен еще какое-то время сохраняется.

К середине XII века все территории, входившие в состав Киевского государства, уже повсеместно стали называть Русской землёй. В нее входили более 20 племен и народов.

Создавшееся государство стало крупнейшим государственным образованием в Восточной Европе. Оно доминировало на площади обширного региона, борясь за первенство с могучими соседями: Хазарским каганатом и Византийской империей.

Внутреннее устройство Древнерусского государства было далеко от совершенства. Все основные признаки государства налицо, но во многом это было еще довольно рыхлое образование. 

Разветвленного государственного аппарата, разумеется, еще не было. Не существовало каких-либо постоянно функционирующих центральных ведомств. На местах сидели княжеские назначенцы: наместники, волостели, сотские и тысяцкие, но они зачастую управляли территориями по своему усмотрению, не отчитываясь перед князем регулярно. Основное население – крестьяне, имея общинное самоуправление, практически не имели сношений с государством. Их жизнь регулировалась сложившимися традициями и обычным правом. 

Государство не могло и не пыталось регламентировать многие сферы жизни общества. Главными функциями государства оставались сбор дани и внешняя оборона своей территории.


Продолжение читайте на сайте 22 ноября