Половина работающего населения страны находится вне действия трудового, пенсионного и социального законодательства. Коррупция приобрела опасный для жизни людей характер. Общественное согласие в правовом демократическом государстве не может означать единомыслия. Национальная правовая традиция в корне не тождественна западной парадигме.


Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин анализирует путь Конституции в течение 30 лет ее главенства в правовой системе страны. РАПСИ приводит тезисы его статьи "Под знаком обновленной Конституции", посвященной юбилею Основного закона. 

Об общественном договоре

Представление о том, что принятие новой Конституции само по себе решит сложные жизненные проблемы, поверхностны и недальновидны. Подобный юридический идеализм, приверженцы которого полагают, что можно изменить реальную жизнь с помощью одних лишь юридических текстов, убедительно показал свою несостоятельность и в сфере экономики, и в социально-политической сфере. 

Конституция – это определенный правовой итог общественного компромисса, своего рода "общественный договор" между разными социальными силами, заключаемый в рамках общенародного волеизъявления и парламентских процедур. Но для того, чтобы он был действующим, задача государственной власти при поиске правового решения социальных проблем состоит в учете резонов, законных интересов и притязаний участников правовой жизни, стремящихся нередко занять крайние позиции. Надо уметь вовремя увидеть те болевые точки, в которых фокусируется социальная напряженность на данном этапе развития общества, найти способы сгладить эту напряженность (в идеале – снять ее полностью) и облечь эти способы в надлежащие правовые формы. 

Однако от провозглашения Конституции в 1993 году до реального укоренения в правосознании "общественного договора" — путь немалый. И мы точно не в конце этого пути, причем нынешний, пожалуй, наиболее сложный участок, нам предстоит пройти в условиях весьма большой неопределенности, чреватой самыми разными проблемами и рисками. 

Об аутсайдерах права

По данным исследования Института социологии РАН, значительная часть наших граждан (это половина работающего населения страны) так или иначе находится вне действия трудового, пенсионного и социального законодательства. Тревожит и высокий процент так называемых "работающих бедных", а также то обстоятельство, что самая массовая группа бедных − это семьи с детьми. Задачи развития экономики и преодоления кризисных явлений отечественные работодатели и менеджеры стремятся решать за счет работников − увеличение трудовой нагрузки с одновременным снижением их социальной защищенности (отказ оплачивать сверхурочные работы, больничные листы и декретные отпуска, сверхустановленное законодательством увеличение продолжительности рабочей недели, административное принуждение к уходу в неоплачиваемый отпуск, сокращение выплаты "белой" зарплаты).

Степень защищенности граждан в сфере труда, уверенность работающего гражданина в завтрашнем дне, в возможности собственным трудом обеспечить себе и своей семье достойное существование относится к факторам, наиболее серьезно влияющим на уровень доверия людей к публичной власти. 

О коррупции опасной для жизни

По-прежнему актуальной и весьма болезненной для общества остается проблема коррупции, которая уже приобрела опасный для жизни людей характер. Несмотря на осознание и властью, и обществом масштабов и значения данной проблемы, в этой области использованы далеко не все имеющиеся резервы. Коррупция в переводе с латыни − это порча, разрушение, разложение. В данном случае речь идет о разложении институтов власти, что чревато разрушением той системы общественных отношений, на которую данная власть распространяется. Поэтому борьба с коррупцией − это жизненно важный для нашего общества вопрос, без решения которого невозможно достичь искомого общественного согласия.

О надэтнической культуре

Потенциальную опасность содержит в себе и проблема этнокультурных напряжений. В мировой истории вообще нет примеров бесконфликтного формирования многоэтнических государств. Однако российский опыт построения такого государства оказался − и это признают авторитетные специалисты − гораздо менее жестоким и кровавым, чем аналогичный опыт в других частях мира. За столетия государственного строительства русские не только научились взаимодействовать с представителями других этносов и конфессий, но и сумели сохранить большинство этих этносов и обеспечить широкие возможности развития их языкового, культурного, религиозного своеобразия. Советская система также сделала очень много для того, чтобы люди различной этнической и конфессиональной принадлежности, не отказываясь от своей идентичности, чувствовали свою принадлежность к единой стране и единой надэтнической культуре и традиции как "советский народ". 

Распад советской системы надэтнической интеграции привел к тому, что все ранее сдерживаемые межэтнические противоречия вышли на поверхность. Результатом этого стала серия межнациональных конфликтов и даже войн как на постсоветском пространстве, так и на территории России. В отсутствие в нашей стране новой − постсоветской − системы надэтнической интеграции в некоторых регионах России начали формироваться и даже укрепляться этнические и религиозные идентичности, лояльность которых общероссийскому социально-культурному и политико-правовому полю неоднозначна.

О социальном государстве

Россия в своем конституционном обличье должна быть не только правовым, но и социальным государством. Сущностным признаком такого государства является признание и гарантированность социальных прав на основе принципа справедливости и юридического равенства. Если в государстве не удовлетворены социальные потребности граждан, нормальные для данного исторического времени, т. е. не реализованы их социальные права, трудно представить себе, что в таком государстве утвердятся правовая демократия и дееспособное гражданское общество. Вне надлежащих гарантий социальных прав не может быть сильного, дееспособного суверенного государства. Нет суверенитета вне социального стержня. Если государство игнорирует эти проблемы, то враги государственности получают возможность манипулировать обездоленными, используя их недовольство против государства.

Конституционный принцип социального государства предполагает создание равных возможностей для всех членов общества, проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой уровень жизни (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости.

О несогласных

Общественное согласие не означает и в правовом демократическом государстве, гарантирующем свободу мысли и слова, не может означать достижение единомыслия. Такие устремления могут быть объяснимы для тоталитарного режима, но это уже предмет рассмотрения в отрыве от контекста темы Конституции и конституционализма. Соответственно, наличие несогласных вполне естественно. Поэтому об общественном консенсусе как синониме общественного согласия, вообще говоря, можно говорить только с определенной натяжкой, так как консенсус обычно отражает отсутствие возражений, полный компромисс. Те же вопросы, которые составляют предмет общественного согласия в его конституционном аспекте, образуют почву для наличия у отдельных граждан своего собственного мнения.

О западной парадигме

В то же время самой, пожалуй, заметной тенденцией развития отечественного конституционализма в последующий после 1993 года период явилось нарастающее осознание уникальности национальной правовой традиции, ее коренной нетождественности западной парадигме. А при разработке Конституции 1993 года этому не было уделено достаточного внимания: был предпочтен механистичный перенос ценностных концептов и публично-властных институтов, что мало способствовало их адекватному освоению в российских условиях. По мере возрастающего понимания общих закономерностей и специфических особенностей конституционной России крепла настойчивая потребность в более полной конституционализации ценностей, имеющих глубокие исторические корни, которые сохраняют свое непреходящее значение и воплощают в себе конституционную идентичность. Ведь для обеспечения общественного согласия крайне важно, чтобы конституционная основа общественных отношений полностью соответствовала мироощущению общества, большинства граждан. 

О демократии меньшинства

Демократия − в противовес ее пониманию в классическом либерализме − все чаще начинает пониматься как приоритет меньшинств в отношении большинства. Эта тенденция особенно отчетливо выражена в ряде развитых стран Европы, где уже давно говорят о том, что защита прав меньшинств должна стать основной задачей правовых институтов, регулирующих жизнь общества. И что главным содержанием нормативных новаций современности должно стать ограждение меньшинств от ущемления их прав, включая право меньшинств на агрессивную пропаганду своих ценностей, норм и образа социальной жизни.

Если речь идет о таком меньшинстве, которое исходит из сугубо индивидуалистических, иных, чем признаваемые большинством, ценностных ориентиров, обусловленных нормативной природой человеческого рода, такой подход является, по существу, разрушительным для общественного согласия и не может не вызывать фундаментальных этических, а затем и социально-политических конфликтов как между этими меньшинствами и социальным большинством, так и между разными группами защищаемых меньшинств.

О разделении властей

Строго говоря, наиболее последовательной формой разделения властей является президентская республика. Формально являясь смешанной республикой (президентско-парламентской), Российское государство с момента вступления в силу Конституции действовало, скорее, по модели президентской республики. И это вполне оправданно. В России (с учетом конкретно-исторических особенностей ее развития, связанных с экономическими, национальными, конфессиональными, территориальными и геополитическими факторами, а также с ситуацией широкомасштабной социальной трансформации и кардинальных реформ) необходима сильная государственная власть, облеченная в адекватные организационно-правовые формы. Возможность акцента согласно Конституции на полномочиях президента (при том, что в принципе Конституция дает возможность президенту самому определять степень интенсивности осуществления своих полномочий) спасла Россию от государственного распада. И сейчас она спасает ее от угроз для реального суверенитета нашей страны, исходящих от стран коллективного Запада. Для отражения этих угроз в стране должна быть сильная президентская власть.

О юридическом формализме

Нельзя пытаться искусственно подстегивать движение к идеалу правовой демократии, наращивая разрывы между правом и социальной реальностью, которую это право должно регулировать, насаждая идеальный юридический формализм без учета реальной культурной, социальной, экономической, психологической ситуации. Бескомпромиссный юридический максимализм может стать теми благими намерениями, которые вымостят дорогу в ад социального хаоса − и тогда, как это уже бывало в истории, зловещий тоталитаризм будет встречен обществом как спасение от социального инферно. 

О судебной власти

Именно суды являются теми органами, которые окончательно разрешают дела граждан в наиболее сложных для них жизненных ситуациях, а потому через призму оценки гражданами работы судов ими воспринимается государственный механизм в целом. Если другие органы допустили несправедливость, но она исправлена судом, это "обеляет" государство в восприятии граждан, поскольку система характеризуется не столько отсутствием ошибок, сколько способностью к их исправлению. Но если несправедливость сохраняется, "затверждается" судебным решением, она уже становится в сознании того, в отношении кого свершилась, основанием для обобщенных негативных выводов о государстве. Также суды являются важным элементом обеспечения законности, так как многие решения, ограничивающие права конкретного лица, в том числе налагающие на него ответственность, могут быть приняты только судом. И такие решения должны быть обоснованными и справедливыми.

Судебная власть, осознавая свою ответственность в условиях новых вызовов и действуя в рамках своих конституционных полномочий, призвана упрочить полную и эффективную судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, конституционно-правовую безопасность личности, общества и государства. Действуя независимо и подчиняясь только Конституции и федеральному закону, судья в каждом споре должен найти справедливый баланс конкурирующих прав и законных интересов сторон. Без этого не будет ни справедливого правосудия, ни правового государства. 

Об идеологии глобализма

Вопреки всей логике разворачивания глобализационных процессов, одной из ведущих тенденций на политико-экономической арене, если говорить образно, стало возвращение назад к государству. Государство, которое, как полагают идеологи глобализма, должно раствориться в глобальных интеграционных структурах, во время пандемии решительным образом продемонстрировало, что прогнозы о его отмирании оказались "несколько преждевременными". Обнаружилось, что только государство − как политическая форма объединения народа под общей властью на основе права ради общего блага − способно на данном этапе решать сложнейшие задачи мобилизации и перераспределения ресурсов для разрешения острейших кризисов

О Конституции

Наша Конституция, по сути, представляет собой программу дальнейшего развития государства и общества. Каждое новое конституционное положение является либо ориентиром для этого развития, либо импульсом к нему. А потому от эффективности соответствующей работы задействованных в ней государственных институтов зависят как темпы проникновения в правовую ткань всего нового, что привнес в конституционный правопорядок 2020 год, так и качество этой имплементации. Конституция Российской Федерации служит надежной и необходимой нормативно-правовой и ценностной основой для сбережения и успешного развития России и ее народа на основе принципов равенства и справедливости. 

Подготовил Михаил Телехов