Кто в большей степени подвержен риску стать жертвой кибермошенников и каков типичный портрет «цифрового афериста», как Следственному департаменту МВД удалось выйти на высокий показатель раскрываемости киберпреступлений и какие советы дает департамент для избежания рисков в цифровой среде в Открытой студии РАПСИ рассказал заместитель начальника Следственного департамента МВД России генерал-майор юстиции Данил Филиппов.


− Добрый день. Мы рады вас приветствовать в Открытой студии РАПСИ. Расскажите, пожалуйста, какое сейчас состояние у киберпреступности? Прослеживаются ли какие-то тенденции  роста или, может быть, наоборот, упадка?

− Добрый день. Во-первых, спасибо за приглашение. Начнем с того, что за последние несколько лет заметна тенденция именно к росту преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий либо в сети Интернет. Так, за 2023 год данный рост составил 29,7%, а в количественном выражении это практически 676 тысяч преступлений.

Кроме этого, необходимо отметить, что мы имеем определенные успехи. Мы выявили на 8,6% больше лиц, причастных к данной деятельности. В количественном выражении это 105 014 человек. Преступлений совершается больше, но и больше мы их раскрываем. 

К сожалению, в текущем году, в первом квартале, тенденция не изменилась: мы зафиксировали вновь рост на 17,6% в количественном выражении. Это 179 тысяч 228 преступлений. Но, так же как и в прошлом году, нами выявлено лиц на 30,5% больше — чуть более 38 тысяч лиц, причастных к данным преступлениям. Мы их выявили, изобличили и направили уголовные дела в суд.

− Я активно изучаю судебную практику и за последнее время наблюдаю такую картину, что очень часто удается по горячим следам задерживать сообщников телефонных мошенников, курьеров, которые приезжают за деньгами, дроперов. Расскажите, пожалуйста, как удалось выйти на такой хороший показатель?

− Здесь за последние несколько лет МВД совместно с другими ведомствами принят ряд организационных мер. У нас в системе МВД созданы как следственные подразделения, так и оперативные специальные подразделения, которые занимаются непосредственно организацией раскрытия и расследования данного вида преступлений. В том числе Центральным банком принят ряд организационных мер и законов, позволяющих нам обеспечить эффективное взаимодействие в плане своевременного и быстрого получения информации по движениям о счетах.

И вот благодаря координации усилий всех органов, которые причастны, должны противодействовать и организовать раскрытие и расследование данного вида преступления, мы выходим на определенную положительную тенденцию. Но вместе с тем, конечно, количество нераскрытых преступлений остается существенным.

− А кто, как правило, попадается на удочку киберпреступников? Есть какой-то типичный портрет жертвы?

− Да, мы проводили такой анализ, постоянно проводим, чтобы понять ту целевую аудиторию, с которой нам необходимо работать, чтобы информировать именно тех людей, на кого оказывается большее воздействие и кто в большей степени подвержен такому риску совершения преступления. Так вот, если посмотреть на жертв, мы видим в основном городских жителей. Ну, это очевидно. Там, где больше финансовая активность, там больше совершается таких преступлений.

В сельской местности совершается меньше преступлений, чем в городах. Преступники выбирают людей со средним уровнем достатка — платежеспособное население, у которых можно что-то выманить, получить конфиденциальную информацию, либо таких лиц, на которых в банке можно оформить кредит. Очевидно, что у людей с низким достатком шансы оформить кредит в банке, который будет похищен, снижается.

Если смотреть по образованию, жертвы − в основном люди со средним образованием. Чуть меньше попадаются с высшим образованием, но в основном превалируют люди со средним образованием. Почему-то женщин среди жертв больше, чем мужчин. Возможно это вызвано тем, что способ совершения преступлений направлен на воздействие на эмоции человека. Очевидно, на женщин это воздействие оказывает большее влияние, чем на мужчин. Вот такой примерный портрет именно жертвы.

То, что касается самих преступников − это в основном лица мужского пола. Лица от 18 до 30 лет. Они могут быть и со средним, и с высшим образованием. Такой среднестатистический портрет преступников.

− Вы как профессионал, может быть, дадите советы: какие шаги обязательно необходимо предпринять, чтобы не стать жертвой кибермошенников?

− Данному направлению в последние годы уделяется очень много внимания, как правоохранительными органами, как банковскими структурами и иными финансовыми организациями. Я бы остановился в основном на таких двух моментах. Первое правило, я его называю «правило из нашего детства», когда мы своим детям говорим, что нельзя разговаривать с чужими людьми. Здесь действует точно такое же правило. Когда вам звонит по телефону определенный человек, представляется сотрудником правоохранительных органов или банковской структуры, он вам не знаком. В данном случае, здесь даже можно сказать, что это такой триггер, такие слова. Если вам звонят и представляются именно так − скорее всего это мошенничество.

В первую очередь надо положить трубку и прекратить разговор. И если у вас есть какие-то опасения, нужно перезвонить в ваш банк и спросить, все ли у вас в порядке. После этого звонка вы убедитесь и больше никаких шагов предпринимать не нужно, и ваши деньги останутся в сохранности.

Второе правило, которое следует из первого − это правила банковского обслуживания. Правила поведения в финансовом секторе, их необходимо четко знать. Если человек внимательно прочитает любой договор банковского обслуживания, там написана банальная вещь: не передавать никому свою конфиденциальную информацию. Это коды, пароли и все остальное. Это второе правило. Нужно четко соблюдать правила, которые установил банк со своим клиентом. Здесь включается простая логика. Если вы соблюдаете банковские правила, правила банковского обслуживания, и никому не передаете ту информацию, которую вы обязаны не передавать, в случае,  если вдруг ваши деньги из банка все же будут похищены каким-то образом, то ответственность будет нести банк. И он вам компенсирует те потери, которые вы понесли. Это надо четко знать и понимать.

Опять же я приведу вот такую аналогию. Если на улице после дня зарплаты идет человек, к нему подходит ранее незнакомый ему гражданин и говорит: послушай, вы сегодня получили зарплату, можно ваш кошелек, я его где-нибудь похороню, а через месяц вот в этом же месте я вам его отдам. Явно человек заподозрит что-то неладное и кошелек не отдаст с деньгами. Но когда происходит телефонный звонок, мошенник представляется сотрудником правоохранительных органов, финансовой организации, жертва его даже не видит, просто слышит. Он ему рассказывает какие-то страшные истории о том, что ваш счет может быть заблокирован и так далее.

И почему-то, не видя, не зная этого человека, жертва берет и передает ему либо коды, либо добровольно перечисляет денежные средства на указанные, неизвестные никому счета. Поэтому надо соблюдать эти основные два правила. Не разговаривать с чужими людьми и соблюдать правила безопасности, установленные банковскими договорами.

− Я бы еще, наверное, добавила перепроверять...

− Безусловно, необходимо положить трубку и перепроверить ту информацию, которую вы получили в спокойной обстановке. Предлоги для совершения преступления могут быть разными. Их можно перечислить и никакого интервью не хватит, чтобы перечислить все, что мы фиксируем. Их тысяча. И премии, выигрыши, розыгрыши, баснословные прибыли, блокирование телефонов и так далее. Массу можно придумать предлогов. Нужно включать холодный ум, холодный разум. Положить трубку, перезвонить и спросить.

Беседовала Ирина Новикова