Идея Учредительных собраний проистекает из теории договорного происхождения государства, согласно которой власть основывается на принципах «народного суверенитета», т.е. только сам народ устанавливает власть и определяет формы правления, государственное устройство и политический режим в стране. О том, как эта идея воплощалась в России в 1917 году рассказывает в девяносто третьем материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


Несмотря на «добровольное» отречение императора Николая II, cобытия февраля-марта 1917 года имели насильственно-революционную природу.

В то же время правопреемство и легальность новой власти отчасти обеспечивали царские указы об отставке прежнего правительства и назначении главой нового Временного правительства князя Г.Львова.

Да и Временный комитет Государственной Думы, как и сформированное им Временное правительство, опирались на признанный выборный законодательный орган – Государственную Думу, проистекая из нее.

Однако, все эти частности не могли полностью узаконить новую власть.

Мандат от свергнутого монарха, репутация которого была на тот момент на очень низком уровне, обеспечил формальную легальность, но не способствовал повышению авторитета и утверждению легитимности Временного правительства. Поэтому про указ императора о назначении Львова премьер-министром деятели Временного правительства в дальнейшем предпочитали не упоминать.

Думцы предпочли теперь выступить в роли «революционного» правительства. Но тогда вопрос о легализации власти становился тем более актуальным. Легализовать же новую власть можно было только путем проведения всеобщих выборов в Учредительное собрание.

Созывы учредительных собраний происходили и после предыдущих революций в других странах. Причем, по аналогии с ними, проводить подобные выборы надо было как можно быстрее. Однако, Временное правительство почему-то не торопилось с избранием своего состава. Возможно, эта задержка во времени и явилась роковой для демократической власти.

Собственно подготовка к выборам в Учредительное собрание в какой-то мере началась сразу после Февральской революции, но только 14 июня 1917 года было объявлено о том, что выборы состоятся 17 сентября, а созыв собрания был намечен на 30 сентября. Однако, 9 августа Временное правительство под председательством А.Керенского постановило назначить выборы на 12 ноября, а созыв Учредительного собрания был назначен на 28 ноября 1917 года.

Захват власти большевиками не привел к изменению отношения к Учредительному собранию. Лозунги всеобщих выборов в полномочный народный орган, который должен был решить судьбу страны, оставались в высшей степени популярны, общепризнаны и настолько привлекательны, что выступить против них большевики не решились.

Ведь и их партия долгое время способствовала утверждению в представлениях граждан российской республики мысли о естественности и необходимости такого форума. Довольно часто именно от партии большевиков исходили упреки в адрес Временного правительство за затяжку в проведении выборов. Ленинцы заявляли, что «буржуазное» правительство намеренно откладывает созыв Учредительного собрания, так как, будучи «антинародным» по сути, боится утверждения «народоправства».

Таким образом, возвышению авторитета будущего Учредительного собрания способствовали все политические силы, не исключая и самые радикальные. Поэтому снимать этот лозунг после октябрьского переворота было просто невозможно: инерция слишком велика.

Исходя из сложившегося положения, большевики также назвали свое правительство «временным» – до Учредительного собрания, а все их декреты соответственно имели приписку о том, что они действуют впредь «до Учредительного собрания». Таким образом, даже эти атрибуты и технические моменты способствовали утверждению в населении мыслей и настроений о всевластии будущего Учредительного собрания и о том, что власть большевиков преходяща.

Отсюда, возможно, относительно слабая реакция на грубый насильственный переворот и арест Временного правительства большевиками. Общество было уверено, что всё это ненадолго: с проведением всеобщих выборов и созывом Учредительного собрания закончится, наконец, переходный период от революционного времени к фазе стабильности и твердой законности.

27 октября 1917 года Совнарком принял постановление о проведении в назначенный срок – 12 ноября – выборов в Учредительное собрание. В постановлении говорилось: «все избирательные комиссии, учреждения местного самоуправления, Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и солдатские организации на фронте должны напрячь все усилия для обеспечения свободного и правильного производства выборов в Учредительное собрание в назначенный срок».

Выборы должны были проводиться по условиям и нормам, утвержденным еще Временным правительством. Это был в высшей степени демократичный закон, согласно которому избирательные права предоставлялись максимально широкому кругу лиц: правом голоса обладали все граждане с 20 лет, такие права получали и женщины, и военнослужащие. Не признавались никакие имущественные ограничения, не было ценза оседлости и грамотности, не существовало ущемлений по национальному признаку или вероисповеданию.

Выборы проводились под руководством Всероссийской комиссии по делам о выборах в Учредительное собрание, сформированной еще Временным правительством в августе 1917 года. Однако, большевистский Совнарком пытался вмешиваться в дела комиссии и наконец назначил комиссаром «над комиссией» М.Урицкого с правом смещения ее членов и назначения новых.

И «чистка» комиссии состоялась, декретом Совнаркома были смещены и председатель и 15 членов комиссии.

По результатам выборов большевики потерпели поражение: за них было подано 24% голосов. Самыми серьезными их противниками явились, как и ожидалось, социалисты-революционеры, основной список которых набрал 40% голосов. Для крестьянской страны это было естественно. Если же к этим цифрам добавить 7,7%, поданных за украинских эсеров, и прибавить к ним других прямых союзников этой партии, то получается, что за данную политическую силу проголосовало более половины российских избирателей.

Таким образом, правящая партия большевиков не получила мандата на управление государством от населения. Сложилась серьезная политическая коллизия. Избиратели стали ожидать претворения в жизнь результатов выборов и перехода к Учредительному собранию всей власти в стране.

Продолжение читайте на сайте 27 августа