Конституционное строительство в Советской России фактически началось с первых декретов Советской власти, которые имели основополагающее конституционное содержание. Затем в январе 1918 года была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, явившаяся неким прообразом будущей конституции. О внедрении диктатуры пролетариата и других нововведениях этих законов рассказывает в сто четвертом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


Потребность в основном законе после событий 1917 года в России ощущалась повсеместно. В отсутствие конституции в регионах активно велось свое правотворчество. Во многих губерниях, областях и республиках уже принимали свои «конституции». Кое-где были приняты даже уездные «конституции». 

На местах часто копировали устройство центральных структур власти: появились губернские Советы народных комиссаров (Совнаркомы). В этих органах могли быть и наркоматы иностранных дел, и военные наркоматы.

Довольно часто региональные Совнаркомы объявляли себя основными органами власти на местах с неограниченными полномочиями, считая, что они могут и должны решать абсолютно все вопросы. На этом основании такие СНК не считали для себя обязательными для исполнения директивы центральной власти. 

Дело доходило до того, что местные Совнаркомы не признавали даже решения съездов Советов. Так II Всесибирский съезд Советов отказался признавать Брестский мирный договор с Германией. А затем Центросибирь (ЦИК Советов Сибири) объявил войну Германии. Председатель Центросибири Б.З. Шумяцкий набрал «корпус» добровольцев и двинулся с ними из Иркутска на войну.

Таким образом, вопрос о принятии конституции безусловно назрел. К тому же сложились и предпосылки для появления основного закона республики. К лету 1918 года советская власть была установлена в большинстве регионах России. 

Во многих Советах доминировали большевики: но они в среднем составляли 47,5% от всех депутатов. Для директивного завершения процесса «большевизации» Советов ВЦИК принял волевое постановление от 14 июня 1918 года, согласно которому из его состава исключались все представители партий эсеров и меньшевиков. И всем Советам на местах тоже рекомендовалось «удалить представителей этих фракций из своей среды». 

Разумеется, это решение было откровенно неправовым и недемократичным. С этого момента, под выражением «установление власти Советов» нужно понимать установление диктатуры одной партии. С исключением из Советов эсеров и меньшевиков эти органы полностью переходили под контроль большевиков.

10 июля V съезд Советов принял первую советскую Конституцию. Туда вошла первым разделом «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Далее:

2 – Общие положения Конституции РСФСР.

3 – Конструкция Советской власти

4 – Активное и пассивное избирательное право

5 – Бюджетное право

6 – О гербе и флаге РСФСР

В Конституции определялась социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата. Политической основой ее являлась система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Был закреплен федеративный принцип государственного устройства РСФСР.

В основу построения и деятельности советского государственного аппарата был положен принцип демократического централизма  

Высшим органом власти между съездами Советов выступал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Он образовывал правительство – Совнарком – для общего управления страной. Оба органа наделялись и законодательными и исполнительными функциями. Это якобы позволяло иметь «работающий» орган и избежать отрицательных явлений, характерных для «буржуазного парламентаризма».

На местах власть принадлежала губернским и уездным Советам, которые формировали исполкомы. Термин «местное самоуправление» в Конституции вообще не упоминался. Самой первой задачей местных советов было обозначено «проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти».

Конституция провозгласила новую классовую пролетарскую демократию. В результате этого избирательных прав были лишены 5 млн человек. «Трудящимся» предоставлялись (декларировались) права: избирать и быть избранными в органы власти, свобода слова, собраний, митингов, шествий, союзов. 

Ставилась задача предоставить трудящимся «полное, всестороннее и бесплатное образование». Признавались равные права за гражданами «независимо от их расовой и национальной принадлежности». Провозглашалось «недопущение каких-либо привилегий и преимуществ на этом основании». Не допускалось угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия

Церковь отделялась от государства и школа от церкви. Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами. Сразу надо отметить, что это положение не исполнялось: были развернуты гонения на церковь.

Лишение гражданских прав миллионов граждан объясняли тем, что в условиях острой классовой борьбы это было необходимо для удержания власти пролетариатом.  Цитата из современного учебника: 

«Политические права предоставлялись лишь трудящимся. Эксплуататорские элементы были лишены политических прав, в том числе избирательных. Эти ограничения вызывались конкретной исторической обстановкой того времени в России, необычайно острой классовой борьбой в стране. Лишение политических прав эксплуататоров было своеобразной формой осуществления в тех условиях функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Буржуазия сама исключила себя из политической жизни страны, активно борясь против Советской власти». 

Здесь почему-то часть общества, выступающая за восстановление законной власти всенародно избранного Учредительного собрания, признается «исключенной из политической жизни».

В Конституции закреплялась обязанность трудиться: «Не работающий, да не ест». Также закреплялась обязанность всех граждан «защищать социалистическое Отечество». Причем «почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только трудящимся. На «нетрудовые» же «элементы» возлагалось отправление иных военных обязанностей.

Лишение избирательных прав пяти миллионов человек было не единственным грубым отклонением первой Конституции от правовых и демократических принципов. Но и среди получивших избирательные права было закреплено неравенство. 

Так, на выборах на Всероссийский съезд городские Советы имели преимущества, т.е. более высокую норму представительства, чем губернские Советы. Городские Советы, где преобладали рабочие, посылали одного депутата от 25 тыс. избирателей, а губернские, состоявшие в основном из крестьян – от 125 тысяч. 

В качестве примера: город, с числом избирателей в 250 тыс. человек, посылал на съезд 10 делегатов, а сельская местность с таким же количеством избирателей - всего двух. Такое же пятикратное преимущество имели горсоветы и при выборах губернских и областных съездов

Но и это еще не все. Рабочие, кроме участия в выборах депутатов по округам, посылали на съезды Советов своих представителей с правом решающего голоса через партийные и профсоюзные организации. Это по факту, так как это не было узаконено Конституцией.

Таким образом, диктатура пролетариата закреплялась путем грубейшего нарушения гражданских прав большинства населения России.

Кроме указанного, были попраны и другие основополагающие принципы проведения важнейших демократических выборов. Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы. 

Так создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов». Этот метод был весьма эффективным, так как голосование было открытым (еще одно нарушение демократичности процедур). И оно проводилось под внимательным взором чекистов.

Таким образом, выборы в органы власти были не всеобщими, не равными, не прямыми и не тайными.

Первая Конституция РСФСР явилась правовой базой для последующего законотворчества.

Продолжение читайте на сайте 12 ноября