РАПСИ начинает серию публикаций, посвященных разбору законодательной практики США при новом президенте Дональде Трампе. Нам эта тема представляется особо интересной в связи с тем, что большая часть новаторских для Америки правовых идей была ранее успешно внедрена в России. Сопоставлению понимания сегодня традиционных ценностей в правовом поле России и США будут посвящены материалы цикла, названного в честь биографического фильма об американском президенте - «Ученик: законы Трампа».
В первом материале цикла: контекст директивы Трампа о восстановлении свободы слова в США, а также разбор государственной политики в отношении влияния соцсетей на общество.
Соцсети глобальных интернет-гигантов погрузили пользователей в мир-фильтр. Это не просто пространство искаженных фактов, информации, ценностей, мировосприятия — это уплощение и тревога. Трехкратный лауреат Пулитцеровской премии Томас Фридман писал, что из-за глобализации и технологического прогресса мир стал плоским. Эта плоскость оказалась опустошительной, добавляет писатель и критик Кайл Чейка.
«Заполучив институции, ты получаешь власть над фактами, ты можешь менять структуру ценностей, менять прежние договоренности, и да, они делают именно это… пытаются изменить то, что мы с тобой называем реальностью, они мутят реальность, как воду, если ты называешь черное белым и делаешь это достаточно долго, черное становится белым, если ты повторяешь это снова и снова, люди начинают принимать твои слова за чистую монету... Разумеется, рано или поздно реальность даст о себе знать, вы можете временно присвоить ее себе, но она молча и терпеливо ждет, чтобы выставить цену и уравнять чаши весов».
Это цитата из книги Пола Линча, выигравшей влиятельнейшую в мире «Букеровскую премию» в 2023 году. Такое «прогрессивное» искажение реальности в «Песни пророка» привело к гражданской войне, в настоящих же США и Европе «реальность дала о себе знать» серией побед политических сил, отменяющих «повестку».
Цензура в соцсетях
В первый день после инаугурации президент США Дональд Трамп подписал директиву, предписывающую федеральному правительству восстановить свободу слова и «не допустить в дальнейшем государственной цензуры».
Максимально кратко напомним, о чем речь.
В начале января 2021 года, как только Трамп потерял президентский пост, Facebook, Instagram (входят в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России), Twitter и YouTube заблокировали его аккаунты. Одной из причин этого поражения стало то, что в октябре 2020 года Twitter временно заблокировал ссылки на статьи New York Post о ноутбуке Хантера Байдена, посчитав их "взломанными материалами". Facebook также ограничил их распространение. Это было прямым вмешательством в выборы, поскольку информация о преступных действиях сына Джо Байдена могла предотвратить его избрание. Позже Twitter извинился, признав ошибку.
В 2020 году YouTube и Facebook блокировали или маркировали как недостоверные аккаунты тех, кто выказывал сомнения в безопасности имевшихся тогда в США вакцин от коронавируса. Большая часть этих сомнений впоследствии подтвердилась.
В 2023 году TikTok блокировал видео пользователей, обсуждавших «детский переходный процесс», ссылаясь на «нарушение правил безопасности». Twitter временно блокировал аккаунты тех, кто критиковал трансгендерную идеологию, за "разжигание ненависти" (т.е. ненавистью являлась попытка оградить детей от внушений по необходимости проведения операций по смене пола).
Блокировка альтернативных платформ, а по факту – согласованная атака на конкурентов. В 2021 году Apple и Google удалили Parler из магазинов приложений, а Amazon отключил хостинг, обвинив платформу в отсутствии модерации.
Марк Цукерберг в письме председателю юридического комитета палаты представителей США Джиму Джордану Цукерберг отметил, что в 2021 году высокопоставленные чиновники из администрации президента США Джо Байдена неоднократно оказывали давление на команды Meta, требуя подвергнуть цензуре определенный контент на платформах компании, включая юмор и сатиру.
Российский путь для США
Пока не обнародовано никакой конкретной информации, какими средствами Трамп намерен добиваться реализации своей директивы. Однако их легко вычислить на основании его действий и обещаний в этом направлении за последние 4 года. Сравним его планы и российскую практику.
Трамп неоднократно предлагал изменить раздел 230 Закона о порядочности в коммуникациях, благодаря которому интернет-платформы не отвечают за контент, размещенный пользователями: он настаивает, что платформы должны нести большую ответственность за контент. В России Twitter и Facebook неоднократно замедлялись или блокировались за отказ удалять незаконный контент.
Трамп предлагал ужесточить регулирование таких компаний, как Google, Facebook и Twitter, чтобы предотвратить их монополию на рынке. В России в 2020 году был принят закон, обязывающий иностранные компании открывать представительства в России и соблюдать российское законодательство.
Трамп предлагал регулировать алгоритмы социальных сетей, чтобы предотвратить предвзятость в отношении контента, противоречащего «либеральной повестке». В России в 2022 году был принят закон, обязывающий социальные сети и видеоплатформы ограничивать доступ к "запрещённой информации" и продвигать объективные источники.
Трамп обещает поддерживать альтернативные платформы и технологии, которые не подвержены цензуре. В России соцсеть «ВКонтакте» стала самой популярной в стране (88,1 млн пользователей), одновременно возглавляя и рейтинг перспективных соцсетей, RUTUBE развивается рекордными темпами: например, в эти новогодние праздники общее время просмотра контента на нем выросло в восемь раз по сравнению с предыдущими.
Перспективы
Вероятно, главным итогом проводимой в России стратегии правового регулирования соцсетей так же, как и новой политики Трампа по борьбе с цензурой, станет конец периода «диктатуры алгоритмов». Интернет-аналитики сходятся во мнении, что непрозрачность работы алгоритмов соцсетей стала не только одной из главных угроз появления глобальной цензуры в сети, но и спровоцировала распространение нового психологического феномена – фрустрации из-за невозможности выбраться за границы своего информационного пузыря.