Значительные преобразования в СССР, проведенные с 1928 по 1934 годы – ликвидация нэпа, коллективизация, раскулачивание, форсирование индустриализации – привели к необходимости и возможности изменения основного закона СССР. Какие государственные и общественные перемены были зафиксированы в новых Конституциях, рассказывает в сто двадцать пятом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


Ключевое значение для изменения Конституции имело изменение главного внешнеполитического вектора правящей Коммунистической партии Советского Союза. Было принято решение отказаться от курса на мировую революцию, в свете которого формулировались ранее и все задачи внутриполитического и социально-экономического характера в государстве. 

То, что ранее считалось невозможным в рамках марксистской доктрины – строительство социализма в одной стране – состоялось в СССР к середине 1930-х годов. По крайней мере, так считали в руководстве ВКП(б). Правда, здесь всегда допускалась оговорка: социализм был построен, но не полностью и окончательно, а «в основном».

Изменилась и внутриполитическая ситуация в стране. Предыдущие конституции писались в условиях Гражданской войны и ее последствий в виде продолжающейся политики уничтожения «эксплуататорских классов». С ликвидацией же «кулачества» - последних «эксплуататоров» - социальная обстановка в стране существенно изменилась. Социальная среда стала более однородной и состояла в основном из «трудящихся».

В 1934 году состоялся XVII съезд ВКП(б), где и было констатировано, что социализм в СССР «победил» и в основном построен. 

Что позволило сделать такое заключение? Основанием стало то, что частная собственность на средства производства и эксплуатация человека человеком были в стране полностью уничтожены. В итоге повсеместно возобладали социалистические производственные отношения.

Так, 12 июня 1936 года проект Конституции СССР был опубликован в печати для всенародного обсуждения. В итоге поступило 1,5 миллиона предложений, дополнений и поправок. Те из них, которые совпадали с линией партии, размещались в газетах, а те предложения, которые не соответствовали политическому курсу ВКП(б), передавались в архивы с пометкой «враждебные отклики». 

Новая Конституция СССР была утверждена на Чрезвычайном VIII съезде Советов СССР 5 декабря 1936 года. 

Экономической основой государства в Конституции провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая имела «либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».

Статья 9 гласила, что «наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда».

В статье 8 отмечалось, что находящаяся в государственной собственности «земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно».

В связи с тем, что эксплуататорские классы были в стране ликвидированы, в документе исчезает положение о «лишенцах», т.е. о тех лицах, которые были лишены избирательных прав. Конституция установила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки.

Естественный вопрос, а могли ли граждане СССР создавать политические партии? В статье 126 есть ответ: «гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации». Но затем идет уточнение, о каких общественных организациях может идти речь, это: «профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества». Политических партий мы в этом перечне не видим. 

Но есть и продолжение данной статьи: «а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Понятие «ядро» трактовалось так, что абсолютно «все организации» контролировались и руководились партийными органами. Закреплялась таким образом однопартийная политическая система. 

А в предыдущей Конституции 1924 года компартия вообще не упоминалась. Указанное положение - еще одно свидетельство срастания партии и государства.

В связи с изменением социальной структуры советского общества Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов стали называться Советами депутатов трудящихся.

В качестве высшего органа власти вместо периодически созываемых съездов Советов решено было учредить постоянно работающий орган – Верховный Совет, избираемый всем населением. В новой Конституции был реализован принцип разделения властей: законодательной властью наделялся Верховный Совет СССР, а Совет Народных Комиссаров стал органом исполнительной власти и утратил законодательные полномочия. Коллективным главой государства выступал Президиум ВС СССР, но интересно, что этот орган не имел права законодательной инициативы.

В Конституции декларировалось право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на бесплатное образование.

Суверенитет союзных республик был ограничен перечисленными в статье 14 вопросами, находившимися в ведении исключительно органов верховной власти СССР. Таких пунктов было очень много: 23 позиции, от буквы «а» до буквы «ч». В ведении союзных республик таким образом оставалось незначительное число вопросов третьестепенной важности. Отсюда становится понятным, почему в нашем курсе лекций по истории государства и права России так много внимания уделяется союзному законодательству. Россия в основном жила по законам СССР. 

По Конституции СССР 1936 года Россия теряла громадные территории. Казахская Автономная Социалистическая Советская Республика и Киргизская Автономная Социалистическая Советская Республика получили статус союзных республик и были выведены из состава РСФСР.

В каждой республике принималась своя Конституция. Эти конституции были копиями союзной Конституции с некоторыми дополнениями.

Уже 21 января 1937 года постановлением XVII чрезвычайного Всероссийского Съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов была принята новая российская Конституция. Здесь буквально повторялись все основные положения, закрепленные в Конституции СССР. Высшим органом государственной власти становился однопалатный Верховный Совет РСФСР. Однако он не имел права на ратификацию и денонсацию международных договоров, не мог заключать государственных займов и многое другое, что было перечислено в статье 14 Конституции СССР.

Конституция РСФСР 1937 года предусматривала существование в составе России автономных республик, автономных областей и национальных округов. Каждая автономная республика имела свою конституцию. Все автономные республики в России, автономные области и каждый национальный округ имели свой официальный язык.

По новой Конституции Российская Социалистическая Советская Республика стала называться Российской Советской Социалистической Республикой. Аббревиатура в названии республики не изменилась.

Существенной особенностью принятых Конституций являлось то, что многие основные прогрессивные положения были написаны с целью представить СССР в глазах международной общественности демократическим правовым государством. На практике эти положения не реализовывались.

Продолжение читайте на сайте 22 апреля