В истории человечества атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года остаются единственными случаями боевого применения ядерного оружия. Несмотря на масштаб трагедии, унесшей жизни сотен тысяч людей и причинившей неисчислимые страдания выжившим, в Японии не было проведено официального судебного процесса против США по поводу атомной бомбардировки. Этот факт — одна из наиболее поразительных особенностей послевоенной истории — страна, ставшая единственной жертвой ядерного оружия в мире, никогда не инициировала полноценного международного судебного преследования государства, применившего это оружие против её городов. Однако вопрос юридической ответственности за эти события неоднократно поднимался в академических кругах, в ходе общественных и политических дебатов, а выжившие — хибакуся — на протяжении десятилетий вели сложную и болезненную борьбу за признание своих прав и получение компенсаций. Сегодня РАПСИ публикует вторую часть этой истории. Первая часть >>
Знаковым в истории судебных процессов хибакуся стало дело «Зарубежные хибакуся» в Верховном суде Японии в 2005 году. В ходе судебного процесса было установлено, что отказ правительства предоставить медицинские пособия хибакуся, живущим за границей, был незаконным. Что интересно, истцами выступили не японцы, а 40 южных корейцев, подвергшихся радиационному облучению во время атомной бомбардировки. Это был первый случай, когда суд объявил правительственное распоряжение незаконным и поддержал решение, обязывающее выплатить компенсацию. Решение основывалось на изучении законов, касающихся лечения хибакуся, директив правительственных органов, которые интерпретировали эти законы, и более раннего судебного решения, связанного с хибакуся, которые не были японскими гражданами.
Центральным вопросом дела стала директива № 402, согласно которой действие закона о специальных мерах защиты выживших после атомной бомбардировки распространялось только на тех, кто постоянно проживал или находился на территории Японии. Таким образом, хибакуся, переехавшие за пределы страны, утрачивали право на медицинское пособие и поддержку в области здравоохранения. Фактически эта директива лишала пострадавших доступа к необходимой медицинской помощи в случае их выезда из Японии.
Суд постановил, что директива № 402 лишала выживших после атомной бомбардировки их правового статуса исключительно по причине отъезда из Японии, не имея при этом достаточных правовых оснований. Это решение серьёзно затрагивало жизнь и права пострадавших. Суд подчеркнул, что государство, прежде чем принять такую директиву, обязано было тщательно проверить и убедиться в её законности и обоснованности. Однако, как было установлено, власти не исполнили закон или проявили халатность в его толковании. Ввиду значимости и масштаба причинённых истцам психических страданий, а также учитывая их особый характер, суд счёл справедливым присудить каждому из пострадавших компенсацию в размере одного миллиона иен.
Корейские хибакуся 12 лет ждали окончательного решения, но из 40 человек, начавших судебный процесс, только 28 ещё оставались в живых к моменту вынесения решения. Японскому правительству было приказано выплатить 1,2 миллиона иен в качестве компенсации каждому из истцов, однако компенсация предназначалась только за потерянные медицинские пособия.
В последующие годы судебные разбирательства, связанные с защитой прав хибакуся и их потомков, продолжились. В феврале 2023 года суд отказал в удовлетворении иска, поданного детьми выживших после атомной бомбардировки (хибакуся второго поколения), которые требовали предоставить им государственную помощь. Группа из 27 человек настаивала, что радиация от атомных взрывов оказала генетическое влияние и на них, и поэтому правительство обязано выплатить каждому компенсацию в размере 100 000 иен в рамках закона о поддержке выживших. Истцы заявили, что исключение второго поколения хибакуся из числа получателей помощи является нарушением статьи 14 Конституции, гарантирующей равенство перед законом. Однако суд посчитал, что генетические последствия атомной бомбардировки не были доказаны и не получили общепризнанного научного подтверждения, подчеркнув, что между первым и вторым поколением хибакуся существуют значительные различия с медицинской и научной точек зрения.
В декабре 2024 года Высокий суд Хиросимы отклонил апелляцию второго поколения хибакуся о государственной компенсации, поддержав решение Окружного суда Хиросимы. Истцы подали иск в 2017 году, требуя 100 000 иен от правительства в качестве компенсации, заявляя, что их исключение нарушает конституционное право на равенство. Аналогичный иск их сверстников в Нагасаки также был отклонён в декабре 2024 года. Истцы заявили, что планируют обжаловать решение, которое они назвали «несправедливым».
Попытки привлечь к ответственности США также предпринимались за пределами Японии. В августе 2017 года четыре корейца (включая первое, второе и третье поколения хибакуся) подали петицию в Окружной суд Тэгу с просьбой о посредничестве с правительствами США и Южной Кореи, а также с тремя американскими компаниями, участвовавшими в производстве и сбросе бомб: Du Pont, Boeing и Lockheed Martin. Дело было передано в Центральный окружной суд Сеула, который постановил, что переговоры с Соединёнными Штатами будут трудными, и призвал истцов сосредоточиться на правительстве Южной Кореи. В итоге жертвы подали иск против правительства Южной Кореи. Результат этого дела ещё не объявлен, но, если они добьются успеха, то планируют перейти к подаче иска против правительства США и компаний. Однако реальность такова, что у истцов мало шансов выиграть судебный процесс против Соединённых Штатов из-за принципа государственного иммунитета и положений различных международных соглашений.
Система компенсаций, которая была создана японским правительством для хибакуся, развивалась постепенно под давлением общественного мнения и судебных решений. С 1957 года жертвы взрывов в Хиросиме и Нагасаки получают бесплатную медицинскую помощь, расходы на их лечение полностью финансируются правительством Японии согласно Закону о медицинском обслуживании жертв атомных бомбардировок. В 1968 году был принят Закон о специальных мерах, расширивший помощь хибакуся. В 1978 году действие этой программы было распространено также на хибакуся из числа иностранцев — в основном это корейцы. Всего около 650 тысяч человек получили статус хибакуся на протяжении послевоенного периода.
Медицинские данные, полученные в результате наблюдения за хибакуся, стали основой для понимания долгосрочных последствий радиационного облучения и формирования международных стандартов радиационной безопасности. В этом смысле страдания хибакуся внесли трагический, но важный вклад в мировую науку и медицину.
Международно-правовые аспекты применения ядерного оружия неоднократно рассматривались в различных международных форумах, хотя прямого судебного преследования США за атомные бомбардировки никогда не происходило. Во время Токийского процесса над военными преступниками некоторые из защитников пытались убедить Международный военный трибунал начать юридическое расследование вопроса о законности первого применения ядерного оружия, но их ходатайства были проигнорированы.
В 1996 году Международный суд ООН дал консультативное заключение о законности угрозы ядерным оружием, которое стало наиболее авторитетным международно-правовым документом по этому вопросу. Суд признал, что угроза ядерным оружием или его применение противоречили бы нормам международного права, применяемого в периоды вооружённого конфликта, и, в частности, принципам и нормам гуманитарного права. Однако суд не смог прийти к окончательному выводу о том, являются ли угроза ядерным оружием или его применение законными или незаконными, когда речь идёт о самом выживании того или иного государства.
Генеральная ассамблея ООН в своей Декларации о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия заявила, что «любое государство, применяющее ядерное или термоядерное оружие, должно рассматриваться как нарушившее Устав Организации Объединённых Наций, действующее вопреки законам человечности и совершающее преступление против человечества и цивилизации». Декларация признаёт, что применение ядерного и термоядерного оружия выйдет даже за рамки военных операций и причинит человечеству и цивилизации массовые разрушения и страдания и, поэтому, противоречит нормам международного права и законам человечности.
Парадоксальным образом, отсутствие международного судебного процесса против США контрастирует с активными усилиями Японии по созданию международного режима нераспространения ядерного оружия. Япония стала одним из инициаторов Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года и активно поддерживает международные усилия по ядерному разоружению. В то же время страна избегает прямых обвинений в адрес США, предпочитая более мягкий подход, направленный на предотвращение будущих ядерных трагедий, а не на наказание за прошлые.
Показательно, что в августе 2024 года премьер-министр Японии Фумио Кисида в ходе церемонии памяти жертв атомной бомбардировки Хиросимы не упомянул США как виновников трагедии. В свою очередь, мэр Хиросимы Кадзуми Мацуи на церемонии памяти процитировал первого президента СССР Михаила Горбачёва: «Нам нужен мир, мы должны стремиться к прекращению гонки вооружений, страха перед ядерным оружием, искоренить ядерное оружие, а региональные конфликты решать политическим путём». Это демонстрирует, как японские лидеры общественного мнения и политики послевоенного периода приложили максимум усилий, чтобы не омрачать миротворческий образ США.
В Хиросиме действует Мемориальный музей мира, посвящённый документальному фиксированию атомной бомбардировки города. Самым впечатляющим экспонатом музея считаются часы, которые остановились в момент взрыва атомной бомбы в 8:15 утра 6 августа 1945 года. Эти часы стали символом того мгновения, когда мир навсегда изменился.
Андрей Кирхин
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены