Подростковый возраст — период бурных изменений, когда даже нормальное развитие может сопровождаться конфликтностью и экспериментами с границами. Однако некоторые признаки требуют особого внимания, так как могут указывать на формирование опасных паттернов мышления и поведения, отмечает эксперт РАПСИ.
Трагедия в Одинцово, произошедшая 16 декабря, шокировала общество бессмысленной жестокостью. 15-летний ученик школы устроил в учебном заведении поножовщину, в результате которой был убит ученик младшей школы. Преступление, как заявляется предварительно, было совершено на почве национальной ненависти, однако, чем больше становится известно подробностей о личности подростка, совершившего деяние, тем яснее: деструктивные идеи в целом овладели юношей.
Возможно, трагедию можно было бы предотвратить, если бы окружающие взрослые вовремя обратили бы внимание на особенности поведения подростка. По мнению клинического психолога Алены Кондрашовой, главная проблема – в системных пробелах, которые не дают школам возможности контролировать состояние учащихся и принимать меры в случае тревожных тенденций.
«Важно отличать типичные подростковые кризисы от симптомов, свидетельствующих о реальном риске девиантного или противоправного поведения. Но у школы нет возможностей, психологи заняты, часто он один на всю школу, а родители не понимают, когда нужно обращаться за помощью. Школа отвечает за образовательный процесс, но не имеет ресурсов для решения медицински-психологических проблем, образовательное учреждение не может обязать родителей обратиться к психиатру с ребенком, не может отстранить ребенка от занятий», — комментирует клинический психолог.
По мнению Кондрашовой, в трагедии в Одинцово подросток оказался во власти заведомо ложных установок (националистического, экстремистского или другого толка) — это не просто ошибки мышления, а устойчивые убеждения, оправдывающие асоциальное поведение. «Кроме того, мы не знаем особенностей его ментального здоровья – даже если он не стоял на учете у психиатра, могли иметь место недиагностированные патологии. К сожалению, такие случаи нередки», – поясняет эксперт.
Ранее РАПСИ уже привлекало внимание к проблеме своевременной диагностики ментальных нарушений, в том числе среди детей. Люди, совершающие страшные преступления, нередко имеют психические заболевания. Предотвращать такие деяния сложно: сегодня у врачей почти нет правовых механизмов для того, чтобы заставить человека лечиться. В то же время такие меры требуют взвешенного подхода, ведь далеко не все невротические состояния, особенного периода переходного возраста, требуют активного вмешательства. Читайте подробнее на сайте РАПСИ.
Тревожные сигналы в поведении подростка и как на них реагировать:
- Важно: единичные подобные высказывания могут быть следствием влияния окружения, но их систематичность, эмоциональная заряженность и использование для оправдания реальных проступков — тревожный сигнал.
- Откуда подростки берут деструктивные и опасные идеи? Внешняя среда сейчас переполнена закрытыми интернет-сообществами, токсичными блогерами, пропагандирующими культ силы и успеха любой ценой. «Эти убеждения помогают подростку примитивно объяснить себе происходящее и оправдать свое поведение или неудачи, чтобы сохранить самоуважение. Например: «Не я плохой – система дурацкая». И часто формированию их косвенно помогает семья, если в ней принято нарушать правила (врать, решать проблемы силой, обижать и унижать слабых), подросток усваивает эту норму. Если подросток стал жертвой жестокого обращения или жертвой буллинга или обстоятельства привели к глубокому разочарованию в мире, то послания «Мир враждебен, нужно бить первым» или «Доверять нельзя никому» воспринимаются как легкое решение», – комментирует Кондрашова.
- Большинство подростков с отдельными тревожными признаками не становятся преступниками. Однако сочетание ложных установок, специфических поведенческих паттернов и социально-эмоциональных дефицитов создает рискованный комплекс.
- Раннее внимание к этим сигналам позволяет не только предотвратить преступление, но и помочь подростку, чья психика и система ценностей формируются в опасном направлении. Своевременное обращение к психологу, перестройка семейных отношений, помощь в социализации могут перенаправить развитие на более здоровый путь.
- Ключевое правило: если ваша родительская интуиция говорит, что «что-то не так» — скорее всего, так оно и есть. «Доверяйте этому чувству и действуйте, сочетая твердость границ с безусловной готовностью помочь и поддержать», — рекомендует клинический психолог.



