Интернет-буллинг вышел за рамки дворовых «дразнилок» и стал весомой проблемой для общества, детей и их родителей. Борьба с ним и помощь его жертвам должна строится через системную работу, обучение цифровой гигиене, адекватное и неизбежное наказание виновников травли, заявила в Открытой студии РАПСИ директор Центра по защите прав граждан и бизнеса в сфере цифровых технологий АНО «Белый Интернет» Элина Сидоренко.


— Добрый день, Элина. Я хотел бы с Вами поговорить о безопасности в интернете. Несколько лет назад был всплеск активности «синих китов»  а сейчас эта история пропала. Какие сейчас самые актуальные проблемы в интернете, угрожающие детям и подросткам?

— Я бы сказала, что тема «синих китов» не исчезла. Она покинула ленту резонансных новостей. Но проблема в психологическом воздействии на детей, она сохранилась. То, что мы сегодня видим, что «мода» немного схлынула, это ещё не значит, что процесс не имеет цикличности. К сожалению, через некоторое время мы опять можем наблюдать рост детских самоубийств.

Почему? Дело в том, что сама проблема – она сохранилась. Сегодня ребёнок вовлечен в интернет полностью, «с головой». Он проводит там максимальное время, у ребёнка изменилось восприятие досуга, и у него изменяется модель адаптивности: он социализируется в сети и ищет поддержки своего поведения там. Это связано с виртуальным общением во всей его плоти.

В том числе и с появлением некоторых авторитетов, лидеров мнений и, если мы говорим о насильственном воздействии на детей, я бы не ограничилась сегодня буллингом. Это гораздо более глобальная проблема. Буллинг – преследование, «гнобление». Раньше дети тоже сталкивались с этим: был дворовой буллинг – тогда это называлось выяснением отношений или подтверждением своего статуса. Это было неправильно, но воспринималось обществом как поведение, на которое можно повлиять.

К сожалению, цифровой буллинг оказывается вне рамок контроля. Мы порой не можем никак воздействовать и привлечь к ответственности лиц, осуществляющих этот буллинг. Он осуществляется виртуозно, на грани разрешенного и запретного, но воздействие на психику ребёнка – феноменально.

— В чём отличие буллинга от «дразнилки»? 

— Буллинг – это системное явление. Когда у вас ежедневно и ежечасно осуществляются цифровые «дразнилки», которые направлены на максимальную дестабилизацию человека – это и есть буллинг. Но он выражается не только в «дразнилках»: речь идёт и о совершенно других формах. Например, демонстрация фотографий, которые он бы предпочёл скрыть, записи видео, демонстрация переписки, провоцирующие вещи. Когда, например, человека вынуждают на какую-то реакцию, а потом она подается масштабному тиражированию.

В чём основной деструктивный элемент в отношении детей? Ну если мы будем выражаться более чёрно-белыми терминами, «дразнилка» – это конфликт двух или трёх человек. Когда эта ситуация выносится в интернет – это конфликт сотен тысяч, а иногда и десятков тысяч человек.

Поэтому ребёнок понимает, что там за экраном находится огромное количество анонимизированных лиц, скрывающихся за никами. Он на самом деле ощущает ещё дополнительный деструктивный компонент. В сети человек ощущает себя без помощи.

— А это поможет отобрать у ребёнка клавиатуру или мобильный телефон?

— Всё зависит от возраста и степени вовлеченности в интернет. Но можно всё это отбросить и ответить так: не работает. Мы нуждаемся в альтернативе деструктивному интернету. Верить в то, что сейчас ребёнок забросит мышку и поменяет её на волейбольный мяч и выйдет играть… Может быть 1-2 ребёнка выйдут, но команду не соберут.

Нам нужна системная работа в этом компоненте: она должна быть последовательной и изначально ориентированной на годы. Мы должны менять и ценностные установки. Смена парадигм, применительно к конкретному ребёнку или возрастной группе, – утопия.

Можно заменить «картинку» на другую более социальную. Мы сможем сформировать про-социальные группы детей. Мы можем научить ребёнка цифровой гигиене, цифровой грамотности и умению защитить себя в сети уже в рамках взрослых инструментов. Ребёнок должен понимать, куда ему идти случись что. Он должен понимать, что ответственность может быть суровой, может быть не суровой, но она будет неизбежной.

А сегодня всё, что происходит в интернете в части всего деструктива объясняется тем, что уровень преступности напрямую зависит от невозможности привлечь к ответственности лиц, совершающих эти правонарушения. Задача стоит очень простая: не оставим ребёнка у его компьютера, ограничив его экранное время. Но одновременно с этим обеспечим необходимый уровень общественного контроля в семье и в школе. Необходим уровень ответственности и технические параметры, технические инструменты, позволяющие выявлять такого рода преступление.

— Скажите, родители нуждаются в какой-то методичке? Какой у них должен быть порядок действий? 

— Нужно подготовить! Сегодня «Белый Интернет» видит для себя такую необходимость в подготовке целевых указаний для родителей. Будь это методичка или мессенджер в телефоне. Или памятки, которые будут раздавать каждому родителю на родительском собрании. О том, что он должен делать, чтобы не допустить виктимизацию своего ребёнка.

Но это должно быть в тесном взаимодействии родителя и школы, родителя и детского или родителя и вуза. Для самых ранних этапов – до достижения ребёнком в совершеннолетия. И это должна быть действительно хорошая системная работа.

Она не может быть организована без следующих участников: это должны быть правоохранительные органы, которые лучше многих знают о том как совершаются преступления, как они должны выявляться. Это должны быть социальные службы, которые должны организовывать всевозможные телефоны доверия. И иные институты, позволяющие ребёнку донести эту информацию, создать коридор информирования. И это должны быть Министерство образования РФ и Министерство просвещения РФ. 

Все эти органы должны быть включены в работу с самого начала и ориентироваться на ранее предупреждение. «Белый Интернет» выступает только за системную работу в данном направлении!