МОСКВА, 8 фев – РАПСИ. Инициатива РФ в проект Конвенции ООН о противодействии киберпреступности положила начало кризису американской системы управления международными процессами в информационном пространстве, считает член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), глава АНО «Белый интернет» Элина Сидоренко.
«Многие из предложенных нами идей были принципиально отвергнуты западными странами, многие претерпели серьезные изменения. Но вместе с тем очевидно, что инициатива России по созданию единого юрисдикционного правового поля заметно подняла градус обсуждения вопроса об отказе от цифровой гегемонии США. Начало кризису американской системы управления международными процессами в информационном пространстве положено», – сказала Сидоренко.
Она сообщила, что на этой неделе завершается последняя сессия Спецкомитета по обсуждению проекта Конвенции ООН о противодействии киберпреступности. «Планируется, что в пятницу состоится голосование о судьбе проекта. Но каким бы ни был его исход, очевидно, что инициатива России по созданию универсального механизма привлечения к ответственности за преступления в сфере информационно-коммуникационных технологий была услышана и проработана», – подчеркнула эксперт.
Как рассказала Сидоренко, еще в 2017 году российские дипломаты указали на неприемлемость информационной гегемонии западных стран, возможности вмешательства зарубежных спецслужб (преимущественно США и их союзников) в работу компьютерных сетей других стран и предложили разработать альтернативу Конвенции Совета Европы о преступности в сфере компьютерной информации. «Эта инициатива была негативно встречена Западом, но тем не менее России удалось отстоять принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 74/247 о создании Специального комитета для «разработки всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях», – добавила она.
Сидоренко пояснила, что ключевыми задачами, которые ставит перед конвенцией Россия, являются объединение мирового сообщества в борьбе с киберпреступностью, разработка универсальных критериев криминализации киберпреступлений, общих правил привлечения к ответственности, а также исключение вероятности внедрения специальных служб в компьютерные системы иностранных государств, придание Конвенции универсального характера и обеспечения информационного суверенитета стран – участниц.
Сидоренко также посетовала на попытки США и Европы в рамках последних переговорных сессий размыть содержание конвенции как в части определения круга преступлений, подпадающих под универсальную юрисдикцию, так и в части создания лазеек для внешнего вмешательства в системы информационной безопасности суверенных государств.