Борьба с угрозами современного интернета невозможна без системного подхода и совместного участия государства, бизнеса и заинтересованной части общества, заявила директор Центра по защите прав граждан и бизнеса в сфере цифровых технологий АНО «Белый Интернет» Элина Сидоренко.


«Мы уже заканчиваем разрабатывать и в ближайшее время представим готовый проект «Цифровое волонтерство», к которому мы просим подключиться студенческое сообщество. Это движение поможет молодежной среде изнутри решать как точечные, так и глобальные проблемы цифровой агрессии, бороться с проявлениями насилия и буллинга», — сказала Сидоренко на сессии «Насилие в сети: новые вызовы и проблемы квалификации» II Казанского международного юридического форума.

Волонтерство в «Белом Интернете» ориентировано не только на привлечение активной части студенческого сообщества, но и на работу профессионалов — они участвуют в подготовки алгоритмов и дорожных карт по борьбе с существующими угрозами. Именно единство общества и системность подхода помогут решать насущные вопросы цифрового насилия, уверена глава правозащитной организации.

Верность данных тезисов отметили и другие эксперты, принявшие участие в сессии форума «Насилие в сети: новые вызовы и проблемы квалификации», организованной АНО «Белый Интернет».

Содействие администраторов

Заместитель начальника управления ведомственного и процессуального контроля Следственного департамента МВД России, полковник юстиции Алексей Толстоборов заявил, что администраторы интернет-ресурсов должны быть обязаны блокировать противоправную информацию. 

«Необходимо объединение усилий по реализации и установлению обязанностей администраторов хостингов по блокировке сайтов при размещении на них информации, свидетельствующей о возможных противоправных действиях. Далеко не секрет, что все эти информационные материалы размещаются у нас на тех или иных ресурсах, и администратор сайта, конечно же, должен отслеживать, какая информация размещается, что она влечет, каким образом блокировать данную информацию. Кроме того, конечно же, стоит отметить, что необходима законодательная проработка данных вопросов с целью повышения цифровой безопасности», — сказал на сессии Толстоборов. 

Он также отметил необходимость принятия мер, направленных на расширение профилактической деятельности в области киберпреступлений и обучение большего числа граждан основам цифровой гигиены. 

Школа новых преступлений 

Опасность кибербуллинга и интернет-угроз заключается не только в воздействии на кошелёк или психику жертвы, отметила замначальника 2-го отдела организации расследования дистанционных хищений управления ведомственного и процессуального контроля Следственного департамента МВД Юлия Меньщикова. В ведомстве уверены, что для защиты от буллинга дети нередко выбирают радикальный способ: не бороться с преступностью, а её возглавить.

«Самое страшное в кибербуллинге даже не то, что за него нередко установлена ответственность. Самое страшное, что жертва, подвергаемая насилию, втягивается в преступные группировки. Жертвы буллинга не только совершают суицид — многие из них для того, чтобы избежать оскорблений, втягиваются в преступные цепочки. Они начинают оставлять «закладки» в тайниках, они оформляют на себя банковские карты и снимают с них денежные средства, украденные мошенниками», — предостерегла Меньщикова.

Она отметила, что психология подростка пытается таким образом защититься от угрозы, приведя пример с уголовным делом, по которому проходят студенты одного из Казанских колледжей. Участники мошеннической схемы нашли студентов учебного заведения и предложили им открывать на своё имя банковские карты — на них поступали деньги потерпевших, поверивших в «звонок из Сбербанка». Студенты оставляли наличные в почтовых ящиках, где их могли анонимно забрать мошенники.

Конституционные права 

Предусмотренные основным законом права должны защищать жертву и потерпевшего, уверена уполномоченный по правам человека в республике Татарстан Сария Сабурская. При этом к «свободе слова» стоит относиться очень аккуратно, когда речь идёт о целенаправленных атаках на конкретного человека, и тем более подростка.

«В мой адрес поступает много обращений о защите чести, достоинства и неприкосновенной частной жизни, противодействия киберпреступлениям и защиты персональных данных. У нас есть право на честь и достоинство и на личную неприкосновенность — оно зафиксировано Конституцией РФ. Однако свобода слова не может быть использована для распространения лжи и диффамации, например для киберпуллинга. Носитель «свободы слова» не может нарушать права других людей», — заявила Сабурская. 

Её коллега — уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Ирина Волынец — считает, что блокировка опасных для детей и подростков групп в соцсетях должна проходить в досудебном порядке.

«Я думаю, вы слышали об этих случаях, когда пользователи сообщают о нарушении законодательства, но в то же самое время какие-то санкции к владельцам и администраторам социальных сетей либо не приводят к положительному результату, либо это происходит очень медленно, что является крайне недопустимым, потому что те группы, которые пропагандируют насилие, терроризм, какие-то девиации, извращения, успевают за время своего существования привлечь достаточно много детей и молодёжи», — отметила детский омбудсмен. 

Тяга к околофутболу и АУЕ*

Если смотреть на тлетворный контент, подростки проявляют интерес к депрессивно-суицидальному контенту, трэш-стримам, АУЕ*, околофутболу и политическому радикализму, указала замминистра образования и науки Татарстана Алсу Асадуллина со ссылкой на исследование соцсетей. Именно эти субкультуры и виды контента выделяет эксперт.

«Совместно с центром изучения сетевого мониторинга молодёжной среды мы проводим различные тестирования, одно из них — это мониторинг безопасности образовательной среды. Согласно анализу аккаунтов, преобладают следующие интересы: депрессивно-суицидальные, это более трети, это шок-контент, это АУЕ (*движение признано экстремистским и запрещено в России), околофутбол, левый радикализм, правый радикализм, гендерный радикализм, псевдоислам и так далее», — сказала Асадуллина.

Для борьбы с киберугрозами необходимо не только создавать новые общественные и государственные институты, но и вносить изменения в действующие правовые нормы, считает заместитель премьер-министра республики Татарстан Роман Шайхутдинов.

«Важнейшая задача — обеспечить отсутствие насилия в сети. Моральные страдания, которые ребёнок может получить в результате буллинга, требуют специальных критериев. И второе — важно подумать о терминах: что является компрометирующим поведением, а что является насилием в Сети», — предложил Шайхутдинов.

По его словам, правоохранители зачастую игнорируют всех участников цепочки сетевого буллинга, которая может состоять из авторов, трансляторов и ретрансляторов информации. Заместитель премьер-министра напомнил, что субъектный состав таких деяний должен включать тех лиц, кто создал, распространил или способствовал распространению фейковой и травмирующей информации.

Специальная сессия Центра по защите прав граждан и бизнеса в сфере цифровых технологий АНО «Белый Интернет», учредителем которого является РАПСИ, посвящена насилию в сети. Ведущие специалисты, в том числе представители МВД РФ, Следственного департамента МВД РФ, прокуратуры Татарстана, омбудсмены, профессора и доктора юридических наук обсудили проблемы квалификации и уголовно-правовое оценки интернет-насилия. Сессия прошла на площадке Казанского (Приволжского) федерального университета.

Агентство РАПСИ является информационным партнером КМЮФ-2023.